Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Развитие ветроэнергетики в Дании


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Копенгагене Сергей Джанян



Олег Винокуров: Первая промышленная ветряная турбина была установлена в Дании в 1976 году. Однако уже в наши дни датское королевство занимает шестое место в мире по мощности эксплуатируемых ветряных электростанций, а датские производители ветрогенераторов производят и устанавливают примерно половину мощностей ветроэнергетики во всем мире.


Об истории и перспективах развития ветроэнергетики Дании - беседа нашего скандинавского корреспондента Сергея Джаняна с руководителем программ датского научно-исследовательского центра Рисё Флеммингом Расмуссеном.



Сергей Джанян: Как в Дании пришли к идее получать электричество от ветра?



Флемминг Расмуссен: Силу ветра у нас использовали с незапамятных времён - в стране были построены тысячи ветряных мельниц, однако пионером ветроэнергетики стал инженер-изобретатель Поль Ла Кур - человек, которого называют «датским Эдисоном». Сфера его интересов была практически безграничной: он занимался метеорологией и ставил опыты с водородом, конструировал аккумуляторы, а в 1891 году построил первую в мире ветряную электростанцию для освещения деревенской школы в Аскове. Разработанный Ла Куром электропривод с генератором позволял подключаться к ветряным мельницам и вырабатывать электричество. К концу первой мировой войны подобные установки мощностью до 25 кВт получили широкое распространение в Дании, однако с внедрением угольных электростанций не выдержали конкуренции и перестали использоваться из-за относительно меньшей эффективности.



Сергей Джанян: Как же датская ветроэнергетика развивалась дальше?



Флемминг Расмуссен: В период после Второй мировой войны сама идея получения электричества с помощью ветра казалась окончательно заброшенной, однако ситуация изменилась с наступлением в 1973 году мирового нефтяного кризиса. В энергетике произошел массовый переход с нефти на уголь, и почти все электричество в Дании производилось с помощью ископаемого топлива. Однако сжигание угля отрицательно влияло на экологию, и было принято решение вновь обратиться к ветроэнергетике.


Одним из важнейших условий успеха стало создание инфраструктуры для новой отрасли: подключение ветряков в общую сеть и выработка условий для торговли электричеством, привлечение покупателей - фактически был создан рынок. В то время, как в других странах акцент ставился на экспериментах и научных разработках, в Дании создавались предпосылки для развития ветроэнергетики как индустрии.



Сергей Джанян: Было ли у Дании какое-то географическое преимущество в плане развития отрасли?



Флемминг Расмуссен: Разумеется, есть регионы, где развивать ветроэнергетику весьма прибыльно - и у нас была мотивация заниматься этим. Но сейчас ветроэнергетика стала глобальной отраслью и может применяться где угодно. Разумеется, на планете существуют районы, где ветры не так сильны - в Центральной Африке, например, но это не является принципиальной проблемой. Регионами же, имеющими мощный потенциал для развития являются Калифорния, побережье Красного моря, север Бразилии. И, безусловно, нельзя не вспомнить и о России с её колоссальными ресурсами ветряной энергии.



Сергей Джанян: Как подбирают место для установки ветрогенераторов?



Флемминг Расмуссен: Выбор места, разумеется, определяет наличие ветра. В институте Рисё разработана компьютерная программа WasP (Wind Atlas Analysis and Application Program), рассчитывающая ресурс и силу ветра в заданном районе с учётом всех параметров - рельефа местности, леса, построек. Этой программой пользуются тысячи пользователей более чем в 100 странах мира.


Ветрогенераторы устанавливают не только на суше, но и в море у побережья, это так называемая оффшорная система. Она предоставляет невероятно большие возможности, к которым мы лишь сейчас начинаем по-настоящему присматриваться. А ещё мы вместе с норвежцами разрабатываем концепцию плавучих ветрогенераторов, это позволит перемещать их в морские районы с наиболее мощными потоками ветра.



Сергей Джанян: Дорогое ли вообще удовольствие - пользоваться ветрогенератором?



Флемминг Расмуссен: Производство одного киловатта электричества с помощью ветра стоит в Дании примерно 50 эрё (0,07 евро). Это дороже, чем энергия, производимая угольной электростанцией, но гораздо дешевле энергии солнечных батарей. Всё зависит от месторасположения турбины - если оно удачное, то вполне можно конкурировать с обычными электростанциями. Мы работаем над тем, чтобы сделать ветроэнергетику более дешёвой и конкурентоспособной, и это реальная задача. Я убеждён в том, что в будущем именно ветер станет самым дешёвым источником энергии.


Что же касается стоимости обслуживания - то развитие ветроэнергетики идёт так быстро, что новые, всё более мощные модели генераторов появляются примерно каждые пять лет. И обслуживание ветряных турбин схоже с техническим сервисом автомобиля: если раньше масло меняли через каждые 3 тысячи километров пробега, то теперь уже через 15-25 тысяч километров.



Сергей Джанян: Какие недостатки присущи ветрогенераторам?



Флемминг Расмуссен: А их, собственно, нет. Раньше ветряки строили вблизи хозяйств, и жители жаловались на шум лопастей, но сейчас генераторы устанавливают не ближе 500 метров от жилых строений. Мы работаем над уменьшением механических и аэродинамических шумов - хотя последнего, конечно, избежать полностью невозможно.



Сергей Джанян: Кстати, всегда было любопытно - почему у ветряных турбин, как правило, три лопасти?



Флемминг Расмуссен: В идеале необходимо иметь как можно больше лопастей, но вращающиеся крылья турбины создают зону пониженного давления, а в случае с тремя лопастями такого не происходит. Кроме того, это наиболее оптимальный вариант не только с точки зрения аэродинамики, но и просто потому, что так дешевле.


Существуют ещё и ветряки с вертикальной осью. На заре ветроэнергетики такой тип генераторов производился в Дании, США и Канаде, однако выяснилось, что они не способны конкурировать с обычными пропеллерами - по крайней мере, на сегодняшний день.



Сергей Джанян: Следует ли ожидать в ближайшее время революционных перемен в ветроэнергетике?



Флемминг Расмуссен: Основная проблема ветряков в том, что они вырабатывают энергию лишь тогда, когда есть ветер. Поэтому, как правило, простои компенсируют, соединяя ветрогенераторный парк с гидро- или тепловой электростанцией. Вопрос упирается в возможность аккумулирования электроэнергии - и тут очень важную роль может сыграть топливо будущего - водород, производящийся электролизом воды. Революционный прорыв в разработке автомобилей на водородном топливе ожидается в течение ближайших лет, и это было бы замечательно! Ведь тогда автомобили можно было бы заправлять, подсоединив их на ночь к ветрогенераторам.


Сегодня в Дании ветряные турбины вырабатывают более 20% всей электроэнергии, а в будущем их долю планируется довести до 50%. При этом границ развития в принципе нет. Мы можем полностью обеспечить Данию электричеством с помощью ветрогенераторов, разместив их на площади в 1000 квадратных километров, например, в Северном море. Проблема, повторюсь, в накоплении и распределении выработанной энергии - что же до самих ветряных ресурсов - то они выше всяких похвал, говорит руководитель программ датского научно-исследовательского центра Рисё Флемминг Расмуссен.


XS
SM
MD
LG