Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

На Московском международном кинофестивале представлен документальный фильм о далай-ламе


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.



Андрей Шарый : На этой неделе открылся в Москве 30-й Международный кинофестиваль. На фоне политических волнений вокруг предстоящей пекинской Олимпиады и заявлений тибетских политиков о возможном возвращении далай-ламы в Тибет в программе Московского международного кинофестиваля документальный фильм о далай-ламе выглядит подготовленной акцией. Однако фильм «Рассвет/Закат» Виталия Манского снимался год назад. О нем рассказывает корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.



Елена Фанайлова : Его святейшество далай-лама Четырнадцатый, духовный лидер всех буддистов, лауреат Нобелевской премии мира и еще ряда крупных гуманитарных премий, автор многочисленных трудов по буддийской философии, борец за права угнетенного тибетского народа, сепаратист, желающий раскола Китая по версии китайских властей, монах и правитель, десятки лет пытающийся ненасильственными методами решить проблему автономии Тибета, с 1959 года политический изгнанник с резиденцией в Индии, стал героем фильма российского режиссера Виталия Манского, вероятно, по воле высших сил. Так, по крайней мере, рассказывает сам Манский.



Виталий Манский : Поступило еще, наверное, год назад такое странное предложение – а не хочу ли я снять фильм о далай-ламе. Честно говоря, я его воспринял, как… Это не было 1 апреля, но это, в общем, я воспринял… Где Россия, где я, где далай-лама. Это как-то не сходилось в единую концепцию. Поступило предложение от, наверное правильно сказать, стороны далай-ламы. Но это предложение обрастало большим количеством вполне конкретных обстоятельств, какие-то начались встречи с представителями далай-ламы в России, в Америке. Потом, когда уже стало понятно, что это все более чем серьезно, возникла поездка туда, в Индию. Я поехал. Я познакомился с далай-ламой. Естественно, к поездке я был уже определенным образом готов. Я что-то стал читать, смотреть. Эта поездка создала у меня ощущение фильма, о чем я рассказал герою фильма. Мой взгляд ему показался интересным. Я позволил себе такую, достаточно наглую вещь, как поставил определенные условия – возможность безграничной съемки, возможность безграничного общения.



Елена Фанайлова : По словам Виталия Манского, сопротивления не было, и результат устроил главного героя.



Виталий Манский : Он видел куски фильма. И, вообще говоря, он знал о концепции фильма. Он слишком хорошо к нам относится. Он даже хотел приехать в Москву на премьеру.



Елена Фанайлова : Какие цели ставила перед собой съемочная группа Виталия Манского? Какой фильм они хотели снять?



Виталий Манский : Что такое далай-лама для большинства образованного, прогрессивного населения мира, которое, в то же время, является и обывателем? Я был как-то с Ростроповичем в деревне, в которой он помогал больнице. Потом его пригласили в сельский клуб – пьянка для своих. Ну, «свои» - это председатель колхоза, главный бухгалтер, соотехник. Они все оказались поклонниками таланта Ростроповича. Поразительная вещь. Они были поклонниками не потому, что они когда-либо слышали как исполняет Ростропович что-либо на свой виолончели. Они были поклонниками, потому что к ним явился бренд.


Отношение к далай-ламе, в принципе, приблизительно такое же. Вот далай-лама – хороший человек, лауреат Нобелевской премии мира. Он что-то вещает. Что – никто не знает. О чем – никто не хочет… Я просто попытался дать возможность его не услышать. Я видел такие фильмы. Там беседы Скорсезе с далай-ламой. Я не считаю себя в праве беседовать с далай-ламой, но я дал возможность его почувствовать, увидеть, понаблюдать с близкого расстояния. Мы имели возможность находиться с ним в самой непосредственной близости в течение недели. Мы из этой недели потом смонтировали условный день, 24 часа.



Елена Фанайлова : Далай-лама встает в четыре утра, чистит зубы, делает дыхательные упражнения, становится на тренажерную дорожку, оператор ходит за ним, и тут после движений далай-ламы начинаются монтажные включения духе Годфри Реджио - большие города, потоки машин, океан, небо, мировая медитация. Далай-лама принимает делегации, в том числе русских телерепортеров, читает трехчасовую лекцию о принципах буддизма, ходит по улице в сопровождении индийской вооруженной охраны. Странно, говорит за кадром Манский, самый мирный человек на земле вынужден пользоваться чужим оружием. Я бездомный, вы видите перед собой бездомного, говорит в кадре далай-лама. Он смотрит свое интервью по С NN , комментирует его с большой самоиронией, говорит о срединном пути буддизма, и что реинкарнирует вне Тибета и Китая, если умрет раньше получения автономии.


Вторая часть фильма – это путешествие съемочной группы домой через Китай и Сибирь на поезде и самолете. И эта дорожная история - страшная деревня неприкасаемых в Индии, перенаселенные города Китая и пустые дикие пейзажи России - сопровождается закадровыми словами далай-ламы о голоде и перенаселенности Земли, о бедном Востоке и богатом Западе, том, что главное – это сострадание, и о том, что когда-то, не при жизни этого поколения, Россия, Китай и Индия могли бы объединить свои людские и природные ресурсы, что звучит уже почти как вызов. Напомню, что Виталий Манский - автор «Президентской трилогии», документальных лент о Горбачеве, Ельцине и Путине. И принцип его работы с главным героем остался прежним - максимальная близость к человеку и безоценочность. Но в этом фильме, кажется, что далай-лама повлиял на мировоззрение Манского, хотя режиссер и шутит.



Виталий Манский : Мне далай-лама сказал – слушай, парень, кончай пить водку и есть мясо. Это самое большое послание, которого я удостоился.



Елена Фанайлова : Виталий Манский, автор фильма «Рассвет/Закат», ленты об одном дне далай-ламы Четырнадцатого.



Материалы по теме

XS
SM
MD
LG