Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Суд в Гааге над одним из бывших руководителей Республики Конго


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко .



Олег Винокуров: Сегодня в Международном суде в Гааге начинается первый в истории этого суда процесс. На скамье подсудимых – один из бывших руководителей Республики Конго Томас Лубанга, обвиняемый в организации детских военных отрядов. Прокурору Международного уголовного суда, аргентинцу Луису Морено-Окампо не было и тридцати пяти лет, когда он в качестве помощника прокурора сыграл ключевую роль в первом после Нюрнберга обвинительном процессе против бывших руководителей государства – членов военной хунты, которая правила Аргентиной в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов. За делом хунты последовали дела против руководящего состава аргентинской полиции, а в начале девяностых Морено-Окампо, к тому времени уже университетский профессор, открыл частную фирму, которая специализировалась на международных стандартах в области прав человека и борьбы с коррупцией, а также возглавил латиноамериканский офис международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International . В 2003 году Морено-Окампо был избран на пост прокурора Международного уголовного суда.


Интервью с Луисом Морено-Окампо в Гааге записала нидерландский корреспондент Радио Свобода Софья Корниенко.



Софья Корниенко: На начинающихся в понедельник слушаниях по делу Лубанги очень важны голоса бывших несовершеннолетних солдат из Конго. Для многих европейцев Лубанга – незначительный персонаж, но для тех, кто жил в годы его правления в Конго, Лубанга – это все мировое зло, говорит Луис Морено-Окампо. В процессе участвуют 8 бывших солдат-детей. Дела у этих молодых людей идут на поправку, четверо из них заканчивают школу, и Морено-Окампо признался, что переживает, что из-за судебных заседаний им приходится пропускать экзамены.



Луис Морено-Окампо : У нас есть интересные видеоматериалы – видеозапись, на которой Лубанга инструктирует детей в военном тренировочном лагере. В целом по делу против Лубанги очень серьезные улики, но для меня главное – каким будет наказание. Мы могли бы доказать его вину еще по многим другим статьям, но мы выбрали только эту – вовлечение в военные действия детей. Да, это уголовный процесс против конкретного человека – Томаса Лубанги, но за приговором Лубанге будут внимательно следить на другом конце света – в Колумбии, где повстанцы FARC также используют детей-солдат. Международное сообщество отреагирует на судебный прецедент, на сигнал прекратить вовлечение детей в военные действия.



Софья Корниенко: Ровно 10 лет назад в эти дни в Риме проходила конференция, на которой был принят так называемый Римский статут Международного уголовного суда. В Гааге и Нью-Йорке на июль запланированы торжества по поводу десятилетнего юбилея этого документа. К настоящему времени статут ратифицировали уже 106 государств : почти все страны Европы и Латинской Америки, Япония, а также половина африканских стран. Тем не менее, большинство населения планеты проживает в странах, не ратифицировавших Римский статут, то есть в странах, на которые юрисдикция Международного уголовного суда не распространяется. В числе этих стран, остающихся, по сути, вне международного уголовного права , – Россия, Китай, Израиль, США, Судан… О какой же эффективности Международного суда можно говорить, если он бессилен перед самыми мощными, богатыми полезными ископаемыми и вооруженными до зубов странами, которые способны на агрессию либо уже ведут себя агрессивно по отношению к собственным гражданам или гражданам других государств?



Луис Морено-Окампо : Вы можете оставаться пессимисткой, если вам так нравится. Крупные страны не нуждаются в международном праве настолько, насколько в нем нуждаются маленькие страны, чтобы чувствовать себя более защищенными, – это верно. Однако верно и то, что за пять лет нам удалось провести расследования самых кровавых военных преступлений, за пять лет нам удалось заручиться поддержкой многих государств и Совета Безопасности ООН, в который входят, кстати, и некоторые из тех стран, что вы перечислили. За несколько лет работы прокурором суда я наблюдаю огромные перемены к лучшему.



Софья Корниенко: В чем же заключаются эти перемены?



Луис Морено-Окампо : Перемены заключаются в том, что все больше государств заинтересовано в применении права. Вот вам и плоды эволюционного процесса: 24 мая в Бельгии арестован Жан-Пьер Бемба, бывший член правительства Центральноафриканской Республики. В тот же день между Конго и Бельгией возник конфликт, но обе страны ратифицировали Римский статут, и Бельгия в считанные дни предприняла необходимые действия. Деятельность суда эхом отзывается по всему миру. Самое главное это то, что армии разных стран начали подстраиваться под требования Римского статута. То есть ответственные за насильственные действия и военные операции группы стали задумываться над тем, как суметь не нарушить международное уголовное право. И самое интересное, что так же начинают рассуждать и повстанцы. Это касается колумбийских военизированных формирований, повстанцев в Шри-Ланке и Сомали.



Софья Корниенко: Сейчас суд озабочен ситуацией в Дарфуре. Морено-Окампо недавно принял участие в документальном фильме голливудского масштаба « Darfur Now » («Дарфур сейчас») с Джорджем Клуни.



Луис Морено-Окампо : Когда мне было 26, и я жил в Аргентине, то это была еще та Аргентина, где полиция могла похитить вас и подвергнуть пыткам. Я думаю, человек, живущий в Голландии или где-нибудь в Бостоне, с трудом может даже представить себе, что действующая армия может ворваться в частный дом, изнасиловать жену и похитить мужа. Это то, что происходит в Дарфуре сейчас. И мы пытаемся создать международное правовое сообщество, чтобы положить этому конец. И я счастлив, что я могу участвовать в этом процессе, у меня – лучшая работа на свете, по-моему. Когда я вижу Анджелину Джоли или Катрин Денев, то я понимаю, что есть много других «граждан мира», которых беспокоят военные конфликты, но Джоли и Денев – еще и мировые знаменитости, поэтому больше людей готовы их выслушать, чем простого «гражданина мира». Они очень серьезно этим занимаются, Джоли даже курсы по истории Международного суда прошла перед тем, как посетить нас, а Денев огромное количество времени потратила на освещение ситуации в Ливане. Я думаю, это очень полезно. Ведь, наверняка, россиянам, например, гораздо приятнее будет послушать Катрин Денев, чем меня. Они обойдутся и без меня. Каждый может сделать что-то на своем месте, то же делает и Джордж Клуни. Кстати, я его ни разу не видел. У меня в фильме отдельно брали интервью.


XS
SM
MD
LG