Ссылки для упрощенного доступа

Федеральная служба судебных приставов расширит перечень ограничений в отношении неплательщиков алиментов


Программу ведет Михаил Саленков . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова .



Михаил Саленков : Федеральная служба судебных приставов намерена добиваться расширения перечня ограничений в отношении неплательщиков алиментов. Соответствующий законопроект уже внесен в профильный комитет Государственной Думы. Среди мер воздействия на неплательщиков называются временно изъятие водительского удостоверения, приостановление действия загранпаспорта, профессиональных лицензий, а также отказ в получении специального разрешения на охоту и рыбалку. По мнению наблюдателей, эти меры могут спровоцировать новую волну коррупции. Говорит главный менеджер проекта «Судебная реформа» фонда «Индем» Екатерина Мишина, интервью с которой записала наш корреспондент Марьяна Торочешникова.



Екатерина Мишина: Если удастся сделать так, чтобы алименты выплачивались матерям малолетних детей более эффективно, чем это происходит сейчас, это будет прекрасно, но, к сожалению, любое законодательное изменение, связанное с наложением ограничений на граждан, создают широкое поле для злоупотреблений.



Марьяна Торочешникова: Например?



Екатерина Мишина: Например, приостановление действия загранпаспорта. Приостановлено действие заграничного паспорта на определенный срок. Что нужно сделать для того, чтобы разблокировать этот паспорт, который заморожен на 6 месяцев, скажем?



Марьяна Торочешникова: То есть здесь поле для коррупции новое появляется.



Екатерина Мишина: Здесь поле для коррупции. Люди будут забивать паспортные столы, отделения милиции. Вы наверняка видели, что у нас происходит с подачей документов на получение загранпаспорта и с получением самих заграничных паспортов. Значит, здесь это все станет еще хуже, если это только можно представить, это раз. Во-вторых, понадобятся новые сотрудники, для того чтобы разгрузить уже имеющихся. И, в-третьих, что самое главное, кто будет контролировать правильное наложение таких ограничений и своевременное снятие таких ограничений?



Марьяна Торочешникова: Здесь, я так понимаю, речь идет о том, что после первого решения суда может последовать решение суда, которое отменит те взыскания, в частности, алиментные, которые были наложены, и получится, что человека фактически незаконно лишают каких-то своих прав.



Екатерина Мишина: Если последует новое решение суда, то у человека в это время уже заморожено действие заграничного паспорта, какое-то время он будет получать новое судебное решение, что займет определенное время, а дальше он будет бегать и говорить: «Пожалуйста, разблокируйте мой паспорт, я хочу поехать отдохнуть». А в законе будет дырка.



Марьяна Торочешникова: Но, с другой стороны, ведь, знаете, это же такой хороший стимул получается с точки зрения чиновников из Федеральной службы судебных приставов. Потому что человек, зная о том, что ему может грозить, будет стараться как можно лучше исполнять свои обязательства по выплате алиментов.



Екатерина Мишина: Вы понимаете, в чем дело, Россия, конечно, это страна феодального права, но только в феодальном праве красной нитью по всем нормативным документам проходил принцип, что наказание должно носить характер устрашения. Когда в 1985 году был введен наш «псевдосухой» закон, что, пить стали меньше? Разумеется, нет. Любой запрет, к сожалению, порождает эффект запретного плода. А определенные запретительные меры должны сочетаться с ростом правовой культуры, с определенной разъяснительной политикой. Потому что граждане должны по-хорошему платить алименты не только добровольно, а они должны знать, что судебное решение должно исполняться. И судебные приставы должны способствовать такой популяризации высокого уровня исполнения судебных решений.



Марьяна Торочешникова: И наконец, многих смущает в этой инициативе Федеральной службы судебных приставов то, что алиментщики выделяются в отдельную категорию из всех неплательщиков. В этой связи совершенно непонятно, для чего именно на них накладывать какие-то отдельные ограничения, учитывая, что и так с начала этого года в России действует новый закон об исполнительном производстве, и там предостаточно механизмов прописано, похожих на те, которые предлагаются сейчас судебными приставами, в частности, ограничения на выезд с территории Российской Федерации. Для чего выделять этих людей в отдельную группу?



Екатерина Мишина: Ну, Год семьи, конечно, нужно отметить, это раз. И обеспечить эффективность применения норм нового закона. Вы прекрасно понимаете, одно дело – записать что-то в законе, а другое дело – посмотреть, как это все будет работать на практике. Дай бог, чтобы эти нормы, закрепленные в новом законе об исполнительном производстве, не стали бы мертвыми нормами. Видимо, поэтому Федеральная служба судебных приставов пытается наложить определенные ограничения на неплательщиков алиментов, а такое особое внимание может быть вызвано и тем, что это, что называется, специальный субъект, здесь большая специфика.



Марьяна Торочешникова: Могут ли такие изменения всерьез повлиять на ситуацию с выплатой долгов по алиментам?



Екатерина Мишина: Если норма будет применять эффективно, если будут минимизированы возможности коррупции в этой ситуации, если будут приняты локальные нормативные акты, регулирующие процедуру предварительного разблокирования заграничного паспорта, действие которого было приостановлено на определенный срок, тогда это все будет эффективно и будет иметь успех.


XS
SM
MD
LG