Ссылки для упрощенного доступа

Сила жизни. Выставка Рахамима Меламеда-Коэна


Рахамим Меламед-Коэн тяжело заболел в 1994 году; постепенно болезнь парализовала все его тело. [Фото — <a href="http://www.eyetechds.com/assistivetech/users/rahamim.htm" target=_blank>EyeTech</a>]
Рахамим Меламед-Коэн тяжело заболел в 1994 году; постепенно болезнь парализовала все его тело. [Фото — <a href="http://www.eyetechds.com/assistivetech/users/rahamim.htm" target=_blank>EyeTech</a>]
В Иерусалиме открылась выставка Рахамима Меламеда-Коэна [Dr. Rahamim Melamed-Cohen] — полностью парализованного художника, сумевшего с помощью новейших информационных технологий найти способ выражения своего богатого внутреннего мира.


Экспозицию художника в Иерусалимском театре, на которой выставлено более 30 картин на мотивы библейских легенд и Ветхого Завета, посетило уже множество людей со всех концов Израиля. Что же делает картины Коэна такими привлекательными? Дотошные искусствоведы, правда, отмечают относительное несовершенство техники, некоторое смешение стилей, но и они в своих рецензиях отдают должное оригинальности и самобытности его картин. Но все это не главное.


Дело в том, что Рахамим Меламед-Коэн, в прошлом очень активный и энергичный человек, ученый с докторской степенью и убежденный пропагандист духовных ценностей иудаизма в Израиле и за рубежом, тяжело заболел в 1994 году. Постепенно болезнь парализовала все его тело. Сначала отказали конечности, затем — пищеварительный аппарат, далее — дыхательная система. Художник не только потерял способность двигаться самостоятельно, но уже не мог принимать пищу и даже дышать без специальной аппаратуры. Самой последней отказала речь.


Теперь же, после долгих лет почти полной неподвижности, он создает свои колоритные картины с помощью новейшей компьютерной технологии «Quick Glance». Эта технология совершила настоящее чудо. Сегодня еле заметные движения зрачка парализованного улавливаются чуткими датчиками и преобразуются на мониторе компьютера в осмысленное управление курсором и клавиатурой. Таким образом, пишет Коэн на так называемой виртуальной клавиатуре и двигает курсором виртуальной же мыши одними лишь глазами.


По словам художника, после долгой и порой угнетающей опеки родных и сиделок, он с помощью персонального компьютера вновь обрел способность общаться с людьми, самостоятельно передвигаться на своем инвалидном кресле и делать еще массу вещей, совсем недавно невозможных. В своей новой книге «Мановением ока» Коэн пишет: «Большинство людей пишут картины руками, некоторые используют пальцы ног, другие — рот. Я же пишу картины глазами!.. Полученный результат лишь ещё одно доказательство силы духа человека, и того, что сила воли способна преодолеть любые преграды».


По признанию художника, компьютер также вернул ему высшее наслаждение в жизни — возможность общаться с детьми и внуками, их у него, соответственно, шесть и двадцать девять.


«Конечно, в сравнении с прежней способностью говорить, его письмо не самый быстрый способ общения, — говорит дочь Рахамима Коэна Рахель Цур. — Он действительно набирает текст довольно медленно. Но он также научился передавать свои внутренние переживания, духовное состояние через картины».


Теперь компьютер дает возможность Коэну писать книги, музыку, заниматься живописью, переписываться через интернет, следить за новостями и публиковаться в прессе, а также активно участвовать в интернет-форумах, включая те, на которых общаются люди, страдающие той же редкой болезнью, что и он, — боковым амиотрофическим склерозом. С помощью подключенного к компьютеру проектора и виртуальной клавиатуры, Коэн может у себя дома вести беседу даже с несколькими визитерами. Однако друзья и близкие парализованного художника говорят, что, кроме несомненной роли высоких технологий, феномен Рахамима Коэна, стал возможен в значительной мере благодаря его силе воли и упорству. Ведь чтобы научиться заменять руки глазами ему потребовалось более двух лет упорных тренировок.


«Все это плоды практики, — Рахель Цур. — Папа очень предусмотрительный человек и заранее предвидел, что его болезнь может развиваться. Изучая все эти программы, он тренировался — готовился к возможным последствиям, дальнейшим ограничениям функций организма. В результате теперь он пишет и рисует быстрее прежнего и гораздо лучше».


«Главное мое достижение — частичная независимость, которую мне удалось вернуть , — рассказывает сам Коэн, в одной из своих электронных публикаций. — У жены остается больше свободного времени, так как я стал менее зависим. Я могу теперь часами оставаться один, а она тем временем делает покупки, проводит время с друзьями, ходит на лекции, в кино и театр. Мой персональный помощник больше отдыхает. У него высвободилось время также на работу по дому».


Дочь художника Рахель говорит, что, как и остальные члены семьи Коэн, приятно удивлена достижениями отца и разнообразием его творческих способностей: «Папа очень талантливый человек. Мы все восхищаемся им. Теперь, несмотря на изнуряющую болезнь, он может вполне наглядно использовать свой богатый внутренний мир и мыслительные способности».


XS
SM
MD
LG