Ссылки для упрощенного доступа

СПС требует отменить результаты выборов в Госдуму


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Кирилл Кобрин: Верховный суд России сегодня рассматривает жалобу Союза правых сил, требующего отмены результатов декабрьских выборов в Госдуму. СПС обвиняет власть во вмешательстве в избирательную кампанию партии и использование административного ресурса.


Сейчас в студии Радио Свобода корреспондент Данила Гальперович. Данила, здравствуйте. Вы следите за заседанием этого Верховного суда.



Данила Гальперович: Совершенно верно. Я должен сказать, что заседание это не имело сегодня никаких результатов, оно намечено для продолжения на завтра с 10 утра. Очевидно совершенно, что дело непростое. Потому что доказательная база, собранная Союзом правых сил, очень серьезная. По мнению очень многих наблюдателей, по мнению многих журналистов, сидевших в зале заседания Верховного суда, Никита Белых, лидер партии, который представлял партию в Верховном суде... Вообще сегодня, надо сказать, был в основном бенефис как бы обвиняющей стороны, Союза правых сил, потому что и адвокат партии, и Никита Белых говорили о тех причинах, по которым нужно, по их мнению, отменить результаты. Никита Белых, прежде всего, связал то, что против его партии, по его мнению, была развязана серьезная кампания с тем, чтобы СПС попытался судиться с Владимиром Путиным.



Никита Белых: 23 октября Союз правых сил обратился в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с жалобой на нарушение избирательного законодательства кандидатом в депутаты Владимиром Путиным, выдвинутым политической партией "Единая Россия". Я напомню, что речь шла в жалобе о нарушении правил агитации, поскольку в ходе своего прямого обращения и телемостов с гражданами России на тот момент президент Путин явно допускал агитацию за "Единую Россию", не оплачивая это с соответствующего избирательного счета и действуя в свое служебное время, тем самым, используя свои должностные полномочия, хотя избирательная кампания уже началась. Сразу после этого, хотя мы не исключаем, что независимо от этого, а именно 25 октября, стало оказываться административное и правоохранительное давление на нашу политическую партию. Это давление выражалось в различных формах, речь шла и о запугивании сотрудников штабов, и устрашении кандидатов с целью выбытия их из списка. Но в рамках нашего заявления мы бы хотели остановиться только на одной из форм давления, а именно - незаконное изъятие официально заказанных и отпечатанных за счет средств специального избирательного фонда агитационных материалов.



Данила Гальперович: Никита Белых считает, что изъятие этих агитационных материалов (всего было изъято около 36 миллионов экземпляров, от больших плакатов до маленьких календариков) повлияло на результаты Союза правых сил, который, по предположениям партийным, должен был быть достаточным, чтобы пройти в Государственную думу, однако этого не случилось.



Никита Белых: Мы прошли установленный законом барьер в 7 процентов в Ставропольском крае, в Республике Коми, в Самаре, в Красноярске, получили очень близкие к 7 процентам результаты в Ленинградской области, Московской, Орловской. В целом, если проанализировать кампанию региональную конца 2006-го, начала 2007 года, то средний процент, полученный нашей партией на этих региональных выборах, составил около 8 процентов, а если быть точным, 7,87 процента. Именно поэтому мы не без основания полагали, что партия имеет все шансы для преодоления 7-процентного барьера на выборах в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации пятого созыва. Именно поэтому мы предполагали использовать именно такой механизм коммуникаций с избирателями, как общение и работу через агитационные материалы. Именно поэтому агитационным материалам было уделено такое внимание. Но, видимо, именно то же самое предполагали и наши оппоненты из оппонирующих партий и в целом из структур власти, учитывая, что Союз правых сил выступал на этих выборах как партия не просто оппозиционная, а жестко оппозиционная. Именно поэтому их административный удар как раз и был направлен на то, чтобы лишить нас возможности коммуникаций с избирателями.



Данила Гальперович: У СПС пытались остановить агитационные материалы всеми возможными способами. Об этом сказал Вадим Прохоров, адвокат партии, который прочел под периодический смех сидящих в зале письмо одной из возмущенных избирательниц, сторонницы Союза правых сил, которая рассказывала о том, как ее вместе с тиражом таких материалов пытались проводить в местное отделение милиции сотрудники этого отделения, не вполне знавшие, что делать.



Вадим Прохоров: "Приехав в ОВД, выяснилось, что никакого начальника нет, кабинеты были закрыты изнутри. Затем открылась дверь одного из кабинетов, вышли трое, жующие что-то. Один из них, Ипатенков, открыл кабинет и все туда зашли. Терешин сказал Ипатенкову, чтобы тот написал протокол. Тот ответил, сам пиши. На что Терешин сказал, что тот не знает, что писать. Ипатенков сказал, что тоже не знает, что писать. Так, препираясь между собой минут 30, что же мне инкриминировать в нарушение. Ипатенков, вальяжно развалившись на стуле, стал открыть банку. Тут даже в присутствии в штатском парень не выдержал и сказал, "молодец, ты еще пивка купил". Я возмутилась, сказав, долго я буду стоять, уже 21 час, на каком основании вы меня задерживаете? Тогда меня стали вынуждать написать расписку, что завтра сюда явлюсь. Я спросила, зачем? Выписывайте повестку, укажите причину, печать, подпись. Терешин предложил Ипатенкову выйти. Они вышли, пошептались, сказали, чтобы я шла домой".



Данила Гальперович: Судья Владимир Зайцев даже улыбался, выслушивая этот рассказ о том, как милиция не знала, что делать для того, чтобы как-то задержать тираж агитации СПС. Но, надо сказать, что Радио Свобода очень оперативно в те дни реагировала на то, что происходило. Я спросил тогда Владимира Чурова, почему, что же происходит с Союзом правых сил?



Владимир Чуров: Была очень интересная реакция, когда мы процитировали письмо лидера данной партии с просьбой арестовать тиражи данной газеты и впредь по появлении следующих выпусков под таким названием так же их изымать, поскольку это провокация. Действительно такое письмо поступило к нам 4 октября, и это проблема самой партии, почему она спустя месяц после появления, как они нам написали, фальшивых газет, не изменили хотя бы название, логотип.



Данила Гальперович: То есть это некая такая недоработка самой партии.



Владимир Чуров: Конечно. Но если сама партия в течение месяца просила и очень радовалась, что мы, органы внутренних дел, соответствующую газету (эта газета называется "Проблема номер один") изымали, как противоправную, по их просьбе, и предупреждение было, что следующие такие выпуски, тоже подозреваем провокацию.



Данила Гальперович: Да, но партия говорила о том, что арестовали все их агитационные материалы.



Владимир Чуров: Нет, речь идет об этой газете.



Данила Гальперович: Как оказалось на сегодняшнем судебном разбирательстве, арестовывались на самом деле все агитационные материалы, включая плакаты, календаря. И, по мнению Союза правых сил, председатель Центризбиркома Владимир Чуров не мог об этом не знать.



XS
SM
MD
LG