Ссылки для упрощенного доступа

Евгений Гонтмахер: Плохая экономическая ситуация разгоняет инфляцию и подрубает еще больше инвестиционный процесс


Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.



Надежда Перцева: Согласно последним данным статистки, в России средняя зарплата составляет чуть более 17 тысяч рублей. Это почти на 32 процента больше, чем в прошлом году. Однако, за счет роста цен и инфляции рост доходов населения значительно меньше.


По словам руководителя Центра социальной политики института экономики РАН Евгения Гонтмахера, сегодня в России возник феномен замкнутого круга, когда рост зарплат провоцирует рост цен, что и подстегивает инфляцию. В теме разбиралась Ольга Вахоничева.



Ольга Вахоничева: Каково соотношения роста цен и зарплат на сегодняшний день?



Евгений Гонтмахер: Если сравнивать данные по официальной инфляции, то есть которая сейчас, например, накопилась порядка 8 процентов, то рост заработной платы опережает примерно в два раза. Но если мы берем инфляцию так называемую "потребительскую", то есть на основные продукты питания, самые необходимые непродовольственные товары, на услуги жилищно-коммунального хозяйства, то там соотношение очень близкое по росту и средних зарплат, и роста этого индекса цен и тарифов.



Ольга Вахоничева: Рост зарплат - явление само по себе положительное. Тогда почему он так тревожит экономистов?



Евгений Гонтмахер: У нас возник, к сожалению, феномен такого замкнутого круга. Дело в том, что есть такое понятие "инфляционные ожидания", и они во многом даже разгоняют инфляцию. То есть люди, к сожалению, у нас - и работодатели, и работники - уже не ждут маленькой инфляции. Вот уже год как инфляция высокая, и она не думает останавливаться, и прогнозы экспертов тоже не очень утешительные. И в этом смысле началась гонка фактически, потому что работники говорят своим хозяевам: вы нам компенсируете - инфляция съела часть нашей зарплаты. Работодатель пытается это дело как-то компенсировать, но работник, как правило, всегда считает, что это меньше, чем у него была от инфляции потеря, и пошло-пошло, поехало. Потому что никаких, конечно, объективных критериев, если мы говорим о предприятии каком-то конкретном или городе, все-таки нет. Есть цифра средняя по России. И вот такая карусель, к сожалению, уже начала закручиваться. То есть это, конечно, ситуация и экономически очень плохая, потому что, я повторяю, она и разгоняет инфляцию, и подрубает еще больше инвестиционный процесс.



Ольга Вахоничева: В принципе перспектив для замедления инфляции в стране нет?



Евгений Гонтмахер: Для этого нужно принимать очень жесткие меры. Вот то пока, о чем говорят у нас в правительстве, это меры недостаточные, которые, может быть, дадут эффект через какое-то количество лет. Если все-таки эффект должен быть более быстрый, то есть две вещи, с которыми в России надо бороться радикально. Первая - это увеличение бюджетных расходов, потому что действительно расходы растут очень быстро, а это фактически денежная масса, которая поступает в обращение. Тогда, наверное, какой-то эффект может быть. И второе, надо, конечно, решительно бороться с монополизмом, у нас экономика вся пронизана просто монополизмом сверху донизу, и это очень серьезно поднимает цены.



Ольга Вахоничева: Так ли оправдан рост заработной платы, как об этом говорят власти?



Евгений Гонтмахер: У нас не перестраивается экономика, и у нас только где-то в 30 процентах наших рабочих мест экспортно-ориентированное производство - газ, нефть, металлы, там заработная плата высокая и растущая подтверждается какими-то экспортными доходами. В других местах рост зарплаты сейчас носит характер проинфляционный, связанный с тем, о чем мы с вами говорили. Поэтому, конечно же, дальнейший рост заработной платы... было бы неплохо, чтобы он шел на базе здорового роста, роста всех секторов нашей экономики.


XS
SM
MD
LG