Ссылки для упрощенного доступа

Медведев и Бердымухаммедов: встреча в «газовом коридоре»


Лошади в Туркмении по-прежнему выглядят мельче главы государства. Скачки на Ашхабадском ипподроме
Лошади в Туркмении по-прежнему выглядят мельче главы государства. Скачки на Ашхабадском ипподроме

Президенты России и Туркмении Дмитрий Медведев и Гурбангулы Бердымухаммедов в пятницу провели переговоры в Ашхабаде. В совместном заявлении лидеры двух стран не обошли стороной тему строительства Прикаспийского газопровода.


Дмитрий Медведев впервые посещает Туркменистан в качестве президента России. Помимо детального обсуждения с Гурбангулы Бердымухаммедовым газопроводных проектов, российский президент должен познакомиться с ашхабадской элитой. «Цели этого визита, - говорит генеральный директор Информационно-аналитического центра при МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов, - во многом схожи с целями визита президента России в Баку: знакомство с ситуацией в каспийском регионе, с политической элитой страны, определение позиций по ключевым вопросам российско-туркменских отношений и предоставление возможности туркменской элите и прежде всего Бердымухаммедову почувствовать, ожидаются ли какие-либо изменения позиции России как по линии двусторонних отношений, так и в целом по вопросу вокруг Каспия».


В совместном заявлении Гурбангулы Бердымухаммедова и Дмитрия Медведева затронута тема строительства Прикаспийского трубопровода, альтернативного Транскаспийскому проекту. Прикаспийский трубопровод должен направить газ на север, в Россию, а Транскаспийский - на запад, через Южный Кавказ в Европу. Как отмечают эксперты, Москва прилагает большие усилия для того, чтобы убедить Ашхабад отказаться от западного проекта, который фактически разрушает российскую монополию на поставки центральноазиатского газа в Европу. Аналитик Алексей Власов полагает, что тема Транскаспийского трубопровода звучала и вчера на встрече президентов России и Азербайджана: «Я думаю, что Медведев еще раз обозначил позицию России в том вопросе, которая и для Баку, и для Ашхабада и так, в общем-то, была очевидной: Россию этот проект по целому ряду причин не устраивает, и предлагаются некие альтернативные модели». Как сообщают информационные агентства, президент Дмитрий Медведев заявил в ходе переговоров с Гурбангулы Бердымухамедовым о том, что строительство Прикаспийского газопровода, то есть газового транзита в Россию, необходимо начать как можно скорее.


Журналист Батыр Мухаммедов считает, что нынешнее руководство Туркменистана во внешней политике должно ориентироваться на Россию. По его мнению, сотрудничество между Москвой и Ашхабадом должно выйти за рамки углеводородной темы: «Я полагаюсь на логику этих людей (руководство Туркменистана. – РС). Во главе угла, к сожалению, пока углеводороды. Но хотел бы заострить внимание на всеобъемлющем кадровом кризисе в Туркмении. Помочь в этом может не Запад в лице Турции, не арабские страны. Именно Россия может решить эту проблему. А это ключевой вопрос к решению всех остальных проблем. Ужасная ситуация с образованием, ужасная ситуация в подготовке и воспитании кадров, на всем уровне, начиная от высших руководителей и заканчивая рядовыми клерками. Это ситуация, к которой привел Ниязов: люди владеют устным счетом только до 500, никакой грамотности, а религия поощряется. Иными словами, новой администрации Туркмении придется начинать дело с чистого листа. И только с помощью России».


Политолог Артем Улунян напоминает, что углеводороды сегодня - это и большая политика: «Вне всякого сомнения, можно говорить только об одном коридоре интересов. Это прежде всего, конечно, сырьевой коридор, который до сих продолжает оставаться главным в отношениях между Туркменистаном и Россией. И в этой связи следует иметь в виду, что проблема ценообразования имеет еще и политический аспект, так как именно благодаря поднятию цен на туркменский газ, Москва пытается не допустить строительства обходного газопровода и направить все потоки через Россию». Однако официальный Ашхабад не откажется от участия в Транскаспийском проекте, несмотря на уговоры руководителей соседнего государства, считает Артем Улунян: «Туркменистан, как, впрочем, и ряд других прикаспийских государств, будет заинтересован в реализации этого проекта, потому что это позволит усилить позиции Туркменистана на не только газовом рынке, но и во внешнеполитических делах, связанных с центральноазиатским регионом и, что самое главное, позволит нынешнему режиму в Туркменистане продолжать ту же политику, которую он проводил и прежде: объявив о реформах, фактически не проводить их, но в обмен на углеводороды, которые будут идти на Запад, получить от него некую индульгенцию».


Политолог Артем Улунян не согласен с теми экспертами, которые утверждают, что Гурбангулы Бердымухамедов, в отличие от своего предшественника, будет более внимателен к просьбам из Москвы. «Именно благодаря действиям нынешнего президента, напоминает он, - открылось так называемое "западное направление". Предыдущий президент, играя на противоречиях между тремя центрами (России, Европы и Соединенных Штатов), оказался в не самых лучших отношениях со всеми тремя. Сейчас ситуация несколько меняется, поэтому Россия проявляет определенную заинтересованность в том, чтобы Бердымухаммедов не слишком увлекался западным вектором в своей политике».


Журналист Батыр Мухаммедов считает, что пришла пора отменить визовый режим между Россией и Туркменистаном: «Нет абсолютно никакого смысла его сохранять. Кроме того, нужно решить вопрос и с транспортной инфраструктурой. Нет железнодорожного сообщения, крайне недостаточно пассажирское [авиасообщение]. Большая проблема взять билет из Ашхабада в Москву, из Москвы в Ашхабад». В то же время визовый режим остается одним из способов контроля властей Туркменистана за своими гражданами, отмечает политолог Артем Улунян: «Вопрос о визах не имеет какую-либо анти- или пророссийскую, а также анти- или прозападаную окраску. Здесь надо знать ситуацию в самом Туркменистане. До сих пор реформы во внутриполитической сфере не были проведены, это раз. Второе: сейчас усиливаются репрессии даже в отношении тех, кого не трогал Ниязов, речь идет прежде всего об арестах и преследованиях сотрудников Радио Свобода в Туркменистане. И третий немаловажный момент: визовая система позволяет контролировать общество до той степени, до какой необходимо режиму».


Информационное агентство «Интерфакс» сообщило в пятницу, что в ходе нынешнего официального визита Дмитрия Медведева в Туркменистан российская сторона не намерена заострять внимание на проблеме сохраняющегося визового режима между двумя странами.


XS
SM
MD
LG