Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«Послание к человеку» из Петербурга




Марина Тимашева: В Петербурге – свой международный кинофестиваль "Послание к человеку". Рассказывает Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: Когда я думаю о фестивале «Послание к человеку», то мысли из года в год становятся печальнее. Пожалуй, тем печальнее, чем лучше и интереснее фестиваль. Для кого вся эта роскошь, для кого глубокие замыслы, нетривиальные ходы, мучительные поиски? Кто это увидит? Ограниченный контингент фестивальных зрителей и так, в общем, как правило, искушенных или, хотя бы, знающих, куда пойти в поисках духовной пищи. А остальные? Когда дойдет очередь до остальных, запертых в сложившейся системе проката? Когда «Послание к человеку» дойдет до человека каждого, а не только избранного? Может ли измениться ситуация, о которой говорят все критики, когда настоящую документалистику можно увидеть только на фестивалях. Говорит генеральный директор фестиваля «Послание к человеку» Михаил Литвяков.



Михаил Литвяков: Я считаю, что государство, если оно хочет выжить и оставить след в истории, должно заняться активной поддержкой документального кино и возвращать его принудительно в кинопрокат. Как в старые времена, перед началом показывать. А сейчас, фактически, только кинофестивали и являются прокатными организациями, и только на кинофестивалях можно показать тот или другой фильм, некоммерческое кино, которое, не побоюсь этого слова, значительно интереснее, разнообразнее. Вы знаете, что на наш фестиваль в этом году прислали 2498 фильмов из 89-ти стран мира.



Татьяна Вольтская: Очень многое из того, что было прислано на фестиваль, посмотрела координатор программ Ольга Высоцкая.


Ольга Высоцкая: Очень понравилась дебютная картина американского режиссера. Документальная лента. Это больше даже поступок, чем фильм. Он совершил путешествие пешком из Мадрида в Киев - 5 тысяч километров. Он проходил 35 километров в день. Почему он это сделал? Он последовал совету знаменитого режиссера Вернера Херцога о том, что не нужно заканчивать киношколу для того, чтобы снимать кино, а достаточно пройти из пункта «А» в пункт «Б» в одиночку, чтобы это путешествие заняло пять тысяч километров, и тогда вы будете больше знать о жизни, поймете, о чем нужно снимать фильмы. Конечно, путешествие должно быть с камерой.



Татьяна Вольтская: И он так и сделал?



Ольга Высоцкая: Он так и сделал. Идея сама по себе замечательная, и исполнение, на наш взгляд, очень достойное. Фильм смотрится на одном дыхании, это полнометражная документальная лента. Мне вообще кажется, что эта картина может явиться вдохновением для всех, кто захочет снимать кино. Очень интересная литовская игровая картина. Фильм снят в стиле стоп-моушн, что сейчас очень популярно. Фильм состоят из 80 тысяч фотографий, которые смонтированы, и даже не приходит в голову, что это фотофильм. Он смотрится как игровой фильм и даже кажется, что там есть элементы анимации. Мы долго думали, к какому жанру его отнести – к анимационному или игровому кино. Фильм о том, как мы все стремимся избежать рутины в жизни, которая нас тяготит. И вот герой находит способ, как избежать рутины. Монотонная жизнь, он каждое утро встает, делает одно и то же, едет в офис, и пытается из этого врываться. И очень интересное решение. В фильме показано, как все предметы, с которыми он соприкасается, оживают и живут свое жизнью. Тапочки у него бегают, платочек носовой, который в кармашке лежит, старается вырваться наружу. И в какой-то момент, когда он сидит монотонно в офисе и стучит по клавишам клавиатуры, он замечает, что из корзинки для мусора торчит белый хвостик туалетной бумаги. Он начинает его тянуть, его всасывает в эту корзину, он проваливается в какой-то туннель, и выходит в чистое поле, как будто он выходит из этого своего монотонного мира. Он идет дальше и дальше за этим клубком белой ленты и, в конце концов, выходит в совершенно другое пространство, где эта лента оканчивается воздушным змеем, который пускает очень милая девушка. И они начинают вместе существовать и жить в совершенно другом ритме.


У нас показана лента, которая уже успела завоевать более 20-ти международных призов. Картина называется «Милан». Картина немецкая, но она снята о войне в Югославии. Действие происходит в начале 90-х. Это один день бомбардировки Югославии войсками НАТО. Это фильм, который показывает весь ужас войны, без пафоса. История одной семьи. Один день бомбардировок. Главный герой, маленький мальчик Милан, который играет со своим братом в прятки в лесу, находит американского солдата, который застревает на дереве с парашютом. Всего 15 минут истории, но сделано как-то очень эмоционально.



Татьяна Вольтская: На фестивале было много специальных программ. Говорит Михаил Литвяков.



Михаил Литвяков: Есть специальная программа лучших фильмов фестиваля «Интерфильм» из Берлина. Мы с ними дружим, они привозят короткометражные анимационные и игровые фильмы. Очень любопытная программа. Программа кинофильмов Чешской киноакадемии FAMA. Потом фильмы греческой анимации, это история с 1945 по 2008 год, современное документальное и анимационное кино Сербии… А Виктор Косаковский ,известный наш, талантливейший человек, он сейчас делает очень интересную картину. Он обнаружил такую историю, что если проткнуть земной шар, чтобы попасть с земли на землю, всего таких восемь точек существует. И он это снимал в Шанхае, в новой Зеландии. Теперь сделал перерыв и приехал специально сюда для того, чтобы показать несколько фильмов, которые он же и выбирал. Сейчас есть тенденция, что большие художественно-документальные фильмы ринулись в прокат, они собирают деньги. В киноцентре «Аврора» сделан специальный показ, фантастическая российская премьера «Планета Земля». Этот фильм в увлекательном стиле показывает жизнь на планете Земля. Мы следим там за китами. Слонами, белыми медведями… Потрясающе красивая картина и, одновременно, жесткая.



Татьяна Вольтская: Складываются ли все эти поиски и достижения в некую тенденцию?



Ольга Высоцкая: В плане киноязыка мы заметили тенденцию к смешанным техникам. Их можно отнести к документальному жанру, к анимационному жанру. Имеется в виду смешение хроники, документальных съемок и анимации, рисунка. Фильм «Три истории». Три любовные истории. Там замечательная перемешалась хроника с рисунками углем. Фильм «Иринка и Сандринка» - тоже перемешена хроника и анимация. И фильм «Наизусть». Все очень разные, хотя тенденция одна.



Татьяна Вольтская: Это - техника. А нравственное, духовное, художественное направление, поиски?



Ольга Высоцкая: Всегда снимаются фильмы о любви. Это наиболее распространенная тема. Тема войны, проблемы детей. Интерес к личности, конечно. Поиск внутренний, поиск себя в этой жизни, попытка осмысления того, ради чего мы все живем.


XS
SM
MD
LG