Ссылки для упрощенного доступа

Операция по освобождению заложников и будущее Революционных сил Колумбии


Ирина Лагунина: Все подробности чудесного освобождения 15 заложников, в течение долгих лет находившихся в руках Революционных вооруженных сил Колумбии, возможно, будут известны лет через 30, когда будут рассекречены архивы американской разведки. До этого бывшие в заложниках наверняка напишут свои мемуары, а Голливуд создаст фильм об операции, поражающей своей дерзостью, расчетом и успехом. Напомню детали операции. Колумбийским спецподразделениям удалось внедрить своих людей в отряды Революционных вооруженных сил, я дальше буду называть их испанскую аббревиатуру ФАРК. Со своей стороны, американская разведка предоставила данные о точном местонахождении заложников – они были разбиты на три небольшие группы под контролем трех разных отрядов. Агентам колумбийских спецслужб удалось убедить боевиков собрать заложников в одном месте для якобы дальнейшей перевозки их в другой, более безопасный для ФАРК, район страны, где, якобы, в присутствии какой-то международной миссии будут проходить переговоры об их обмене на боевиков. В условленное время за ними прилетел старый кубинский вертолет, с колумбийскими силами безопасности, выдающими себя за членов ФАРК. Некоторые даже были одеты в майки с портретом идола латиноамериканского марксистского движения Че Гевары. Двоих настоящих боевиков ФАРК, севших на вертолет вместе с заложниками, разоружили уже в воздухе. И тогда же сообщили заложникам, что они летят на свободу. Финальная стадия операции заняла 22 минуты. Подготовка к ней – месяцы и несколько миллионов долларов. Как спецслужбам удалось убедить командиров ФАРК, что заложников надо перевезти на вертолете, хотя раньше никогда заложники таким способом не перевозились, остается загадкой.


Среди освобожденных – бывший кандидат на пост президента Колумбии Ингрид Бетанкур, захваченная в ходе предвыборной кампании 6 лет назад, трое американских граждан, работающих по контракту с компанией Northrop Grumman, их самолет-разведчик наркотических плантаций был вынужден сесть в джунглях 5 лет назад, и 11 полицейских и армейских офицеров Колумбии. Когда Ингрид Бетанкур спросили, означает ли успех этой операции развал Революционных вооруженных сил, она ответила так:



Ингрид Бетанкур: Я на хочу отвечать на этот вопрос эмоционально, потому что это такой удар по ФАРК, что с легкостью можно будет сказать, что ФАРК уничтожены. Я просто хочу рассказать о том, через что прошла я. В последний год им было трудно получать продукты. Мы очень мало ели, и еда была очень однообразной – без фруктов, без зелени. Это – сигнал того, что тыловое обеспечение повстанцев затруднено.



Ирина Лагунина: За этот год силам безопасности удалось уничтожить троих лидеров ФАРК, а их бессменный руководитель скончался от инфаркта в марте. Хотя, по оценкам американской и колумбийской разведок, в Революционных силах по-прежнему состоят около 9 тысяч человек. Об истории этой организации рассказывает Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Начало вооруженного конфликта в Колумбии было положено в 1948 году. Тогда был убит популярный в народе лидер Хорхе Гаэтан. В ходе столкновений между консерваторами, с одной стороны, и либералами и коммунистами, с другой, в столице – Боготе погибли в один день более трех тысяч человек. В стране началась гражданская война. Вскоре консерваторам удалось договориться с либералами. В Колумбии была объявлена всеобщая амнистия. Однако компартия отказалась разоружить свои воинские формирования, которые в то время контролировали ряд районов страны, особенно, на юге. Шло время. Особо активных действий правительственные войска против этих формирований не предпринимали. Дело в том, что речь скорее шла о народной милиции - крестьянской самообороне от всякого рода бандитов. Но вот правительственные войска предприняли против них крупномасштабную операцию. Рассказывает генерал в отставке Хоакин Матальяна:



Хоакин Матальяна: 14 июля 1964 года мы с боем взяли так называемую «Республику Маркеталья», контролируемую вооруженными формированиями коммунистов. Это была блестяще выполненная тактическая операция. Но наша победа оказалось пирровой. После этого отряды крестьянской самообороны объединились и превратились в мобильную партизанскую армию – Революционные вооруженные силы Колумбии.



Виктор Черецкий: Командовать этими силами стал некий Педро Антонио Мартин по кличке «Меткий выстрел», который начал воевать в 1948 году и занимался этим делом до самой смерти в марте 2008 года. В последующие годы так называемые Революционные вооруженные силы нанесли колумбийской армии ряд ощутимых потерь. С семидесятых годов до нашего времени было сделано несколько попыток мирного урегулирования колумбийского конфликта. Однако ни одна из них не увенчалась успехом. Положение усугубляется присутствием в зонах конфликта полувоенных формирований правого толка, противостоящих боевикам-марксистам. Говорит Алехандро Рейес, сотрудник Института политических исследований в Боготе:



Алехандро Рейес: Полувоенные формирования - это реакция местных предпринимательских кругов, экономической элиты, землевладельцев на присутствие в том или ином районе Революционных вооруженных сил. Они защищают свою собственность и традиционный уклад жизни в колумбийской глубинке. Эти формирования пользуются поддержкой со стороны армии.



Виктор Черецкий: Что касается Революционных вооруженных сил, численность которых в последние десятилетия колебалась от 4 до 10 тысяч человек, то они живут в основном за счет наркоторговли, а также рэкета и хищения скота в животноводческих хозяйствах. Полевой командир - команданте «Эрмес»:



Команданте «Эрмес»: Мы, партизаны, не занимаемся торговлей наркотиками. Но мы требуем от производителей кокаина определенное количество денег, поскольку они располагают крупными суммами. Идет война. Проправительственные силы собирают с богатых так называемый военный налог, а мы берем деньги с наркоторговцев для того, чтобы защищать беднейшие слои населения.



Виктор Черецкий: В последнее время правительственным силам удалось нанести ряд существенных ударов по боевикам: уничтожены некоторые известные полевые командиры, властям сдались сотни рядовых бойцов. Между тем, международные правозащитные организации напоминают, что Революционные вооруженные силы Колумбии не только фактически покровительствуют наркоторговле на контролируемой ими территории, но постоянно мобилизует в свои ряды несовершеннолетних, не говоря уже о совершаемых ими убийствах и похищениях гражданских лиц. Постоянный военный конфликт заставляет тысячи колумбийцев покидать родные места.



Ирина Лагунина: Рассказывал Виктор Черецкий. Кстати, о наркотиках. В октябре прошлого года мир облетела примечательная новость: колумбийская береговая охрана обнаружила в прибрежных болотистых джунглях верфи, на которых стояли одна готовая субмарина и одна подлодка в процессе сборки – для транспортировки наркотиков. Всего же с 2005 года колумбийским службам безопасности удалось обнаружить 9 подводных лодок наркокартелей. И хотя прошлогодний доклад ООН о наркотиках в мире по-прежнему ставит Колумбию на первое место в мире по производству кокаина, за 2007 год с помощью США в стране было уничтожено почти 220 тысяч гектаров плантаций коки. Именно тот факт, что до 90 процентов кокаина в США поступает из Колумбии, поставил эту страну в первую тройку по объему американской финансовой помощи – вслед за Израилем и Египтом. Логика проста, говорил в конце 80-х президент Джордж Буш-старший, «самый дешевый способ уничтожить наркотики – это уничтожить их на месте изготовления. Мы должны истребить посевы там, где они растут, и снести лаборатории там, где они существуют». Руководство ФАРК откликнулось на это решение американской администрации такими словами: «Белый Дом вступил в решающее сражение с наркотиками, что же, прекрасный повод для повышения боеспособности вооружённых сил и полиции Колумбии, ведущих войну против партизан. Пользуясь этим США расширяют своё присутствие в регионе, посылая сюда всё больше "специалистов" со всякого рода хитроумным оружием для того, чтобы овладеть водными запасами и биоресурсами Амазонии»… Это я процитировала журнал «Сопротивление» за 2001 год. А вот обращение к читателям этого журнала на русском языке. Октябрь 2003 года.



Дорогие друзья!


Для нас является большой радостью и большой честью появление журнала “Сопротивление” на русском языке, языке великого Ленина, языке героев Великой Отечественной войны. Мы, Революционные Вооружённые Силы Колумбии - Армия народа (РВСК - АН) уже 36 лет ведём борьбу за построение Новой Колумбии, общества социальной справедливости и социального равенства. /…/. Мы верим в то, что несмотря на все бурные перемены последних лет, в России не вымерло племя истинных революционеров, которым далеко не безразлична судьба революционного и национально-освободительного движения в мире.



Ирина Лагунина: «Борьба коренных народов Америки – наша борьба», называется одна из статей в журнале «Сопротивление», но в марте 1999 года бойцы ФАРК расстреляли на территории Венесуэлы троих активистов-защитников прав индейцев из США, которых они захватили в Колумбии. Действия боевиков ФАРК в последнее время настолько настроили против движения колумбийское общество, что в Боготе порой проходят даже демонстрации против террора и против ФАРК. А весьма неоднозначный боливийский президент Эво Моралес, сам грешивший выращиванием наркотиков и сам проповедующий социалистические взгляды, сказал в день освобождения заложников по поводу ФАРК:



Эво Моралес: Мы живем не во время вооруженных конфликтов, и еще меньше – господства террористов. Но легитимная демократическая борьба, борьба, ставящая целью освобождение людей, освобождение Латинской Америки, возвращение чувство собственного достоинства Латинской Америке, по-прежнему существует. Но все это – процесс. И поэтому да, мы приветствуем освобождение, особенно такое, какое произошло в Колумбии.



Ирина Лагунина: В руках боевиков ФАРК по-прежнему остаются около 700 заложников.


XS
SM
MD
LG