Ссылки для упрощенного доступа

На саммите G8 говорили о ценах на энергоносители и продукты питания


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.



Кирилл Кобрин: На саммите "большой восьмерки" будут говорить о ценах на энергоносители, продукты питания. Рост их, напомню, привел к высокой инфляции, которая тормозит экономический рост. А также обсуждаются совместные усилия по предотвращению глобального потепления.



Сергей Сенинский: На саммитах «большой восьмерки» руководители этих государств не принимают каких-то обязывающих решений. От них этого и не ждут. Ежегодный саммит, когда он только создавался в начале 70-х годов прошлого века, задумывался исключительно как возможность непосредственного обмена мнениями на самом высоком уровне, чтобы понять, насколько они различаются или, наоборот, близки. Как правило, в повестке - обсуждение именно глобальных проблем. Например, тема дискуссии сегодня, в первый день нынешнего саммита - помощь беднейшим странам мира.


На вторник запланировано обсуждение главных его вопросов. Их три: мировые цены на нефть и на продукты питания, а также предотвращение глобального потепления.


По каждому из вопросов позиции стран-участниц саммита не только известны, но и во многом отражают разноголосицу мнений экспертов. Начиная с причин рекордных цен на нефть. Из Германии - профессор Кристиан Вебер, университет города Дуйсбург.



Кристиан Вебер: Самый главный фактор - рост спроса на нефть опережает рост её предложения, а также - ситуация на Ближнем Востоке.


Второй фактор - нехватка резервов добычи нефти. И третий - проблемы на финансовых рынках, «слабый» доллар, а также поведение многих инвесторов, полагающих, что на нефти сегодня можно зарабатывать больше и спокойнее...



Сергей Сенинский: Можно предположить, что именно этот фактор - роль финансовых рынков в образовании цен на нефть - станет частью дискуссии на саммите «большой восьмерки» во вторник. Из Нью-Йорка - Фейдел Гейт, аналитик инвестиционной компании "Оппенгеймер".



Фейдел Гейт: Когда-то фьючерсов продавали на 10-15 миллионов баррелей нефти в день. Сегодня - уже на один миллиард баррелей! А это - в 12 раз больше ежедневного потребления нефти во всем мире.


На мой взгляд, именно эти спекуляции привели к тому, что если всего год назад один баррель нефти стоил 60 долларов, то сегодня - вдвое больше. Хотя на нефтяном рынке никаких резких перемен не происходило!



Сергей Сенинский: Из Мюнхена - Клаус Олдигс, Мюнхенский инвестиционный клуб.



Клаус Олдигс: Утверждения о значительном влиянии фьючерсов на текущие цены на ту же нефть, по-моему, не вполне состоятельны.


Фьючерсы - это дополняющий, а отнюдь не определяющий инструмент мирового финансового рынка. Если бы не они, цены на мировом рынке могли бы стремительно взлетать и так же стремительно падать. И поэтому фьючерсы, хотя это и спекулятивные инструменты, сами по себе просто не могут взвинчивать цены! Их действие - обратное!



Сергей Сенинский: Почти так же различаются и позиции стран- участниц саммита - насколько о них известно. Например, Италия, Франция и Германия больше говорят о роли финансовых спекулянтов, чем Великобритания и США, которые главную причину нынешних цен на нефть усматривают в том, что рост предложения отстает от роста мирового спроса, и потому призывают наращивать добычу нефти.


В оценках причин резкого подорожания зерна в мире, и как следствие - роста цен на продукты питания, совпадений мнений больше. Хотя сами факторы эксперты и политики часто располагают в разном порядке. Из США - профессор университета штата Иллинойс Даррел Гуд.



Даррел Гуд: Здесь проявляется ряд факторов. Наиболее важный - расширение индустрии биотоплива. Второй фактор - быстрый экономический рост в развивающихся странах, особенно в Китае и Индии, где стремительно растет, соответственно, и спрос на продукты. В-третьих, два последних года подряд принесли нам низкие урожаи пшеницы. Эти три фактора и привели к значительному росту цен. Теперь его отчасти может нейтрализовать хороший урожай. Но спрос остается при этом высоким. Так что производство зерна должно только увеличиваться.



Сергей Сенинский: Увеличивать, но - как? Да, можно вернуть в оборот часть посевных угодий, недавно из него выведенных. Но этого мало. Из Берлина - сотрудник Немецкого института мировой экономики Кристиан Дрегер.



Кристиан Дрегер: Этот кризис можно попытаться обуздать совместными финансовыми усилиями Соединенных Штатов и Европы. Мы должны позаботиться о том, чтобы фермеры в развивающихся странах расширяли посевные площади, а для этого им необходимо предоставить современные технологии и льготные кредиты. И, безусловно, пора отменить систему квотирования и других торговых барьеров для сельхозпродукции, существующую в Европе, что тоже благотворно сказалось бы на динамике цен.



Сергей Сенинский: Отмена квот и торговых барьеров, как и субсидий местным фермерам, - главный пункт разногласий на всех переговорах о международной торговле последние 10-15 лет. Именно они уже несколько лет тормозят новые многосторонние соглашения в рамках Всемирной торговой организации, и вряд ли эти противоречия удастся всерьез поколебать за один день нынешнего саммита.


Результатом может стать некая обтекаемая формулировка итогового коммюнике. Как, например, на прошлогоднем саммите «большой восьмерки», в Германии, в части будущих совместных усилий по предотвращению глобального потепления.


Тогда формулировку, гласящую, что «лидеры стран «большой восьмерки» согласились отнестись серьезно к планам сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов на 50 процентов к 2050 году», эксперты оценили как большой дипломатический прорыв. Теперь Европейский союз хотел бы конкретизировать прошлогоднюю формулировку. Япония - чтобы сроки были определены как «к середине века», без указания конкретного года. Позиция США сводится к тому, что международные обязательства в этой области будут иметь мало смысла, пока к ним не присоединятся крупные развивающиеся страны - такие как Китай, в первую очередь. А Китай, со своей стороны, дает понять, что на данном этапе прямые обязательства сократить выбросы в атмосферу приведут к замедлению роста экономики.


Во вторник проблему обсудят главы государств «большой восьмерки» - на долю их стран, по экспертным оценкам, приходится 62 процента общемировых выбросов в атмосферу углекислого газа. А в среду они встретятся с лидерами восьми других крупных государств мира - Австралии, Бразилии, Индии, Индонезии, Китая, Мексики, Южной Африки и Южной Кореи. На эту встречу отводится два с половиной часа.



XS
SM
MD
LG