Ссылки для упрощенного доступа

Виктор Литовкин: "Радар в Праге - это подзорная труба вашего соседа, направленная в вашу спальню"


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие заместитель ответственного редактора "Независимого военного обозрения" Виктор Литовкин.



Марк Крутов: Вчера поздно вечером госсекретарь США Кондолиза Райс и министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг подписали в Праге договор о размещении в Чехии американской радарной установки. Эта установка - один из элементов противоракетной обороны Соединенных Штатов в Европе, главный аргумент которых - необходимость отслеживать ракетную угрозу со стороны Ирана в целях общеевропейской безопасности. Теперь вопрос о размещении радара зависит от чешского парламента, в котором есть немало противников этого проекта. Продолжаются и переговоры американских властей с руководством Польши, которое пока отказывается размещать на своей территории системы противоракетной обороны США. Россия возражает против этих планов, считая, что они могут нанести ущерб ее национальным интересам. В чем именно может выразиться этот ущерб, я хочу спросить у военного обозревателя информационного агентства РИА "Новости" Виктора Литовкина, который сейчас на линии прямого эфира нашей программы.



Виктор Литовкин: Только я не военный обозреватель РИА "Новости", я заместитель ответственного редактора "Независимого военного обозрения". Это год назад уже случилось.



Марк Крутов: Да, Виктор. Так в чем же, по вашему мнению, причина того, что Россия так резко по-прежнему реагирует на планы США разместить элементы своей противоракетной системы в Европе?



Виктор Литовкин: Это очевидно для военных специалистов, потому что это система, предназначенная для понижения контрсилового потенциала российских стратегических сил сдерживания. Радар в Праге - это, если просто так объяснить, подзорная труба вашего соседа, направленная в вашу спальню. Это одна сторона. А база противоракет в Польше - это как раз та система, которая может сбивать стратегические российские комплексы на их траектории. Поэтому Россия, конечно, недовольна, она теряет свою безопасность в таком случае.



Марк Крутов: Но тем не менее США говорят, что эта система направлена ни в коем случае не против России, а для того, чтобы отслеживать возможные угрозы со стороны других стран, в частности, Иран называется.



Виктор Литовкин: Есть ложь, большая ложь и статистика. Так вот рассказы о том, что эта система направлена против Ирана, это очень большая ложь, потому что у Ирана, во-первых, нет и в ближайшие 30 лет не могут быть ракеты, способные достичь не только территории Соединенных Штатов, но и территории Европы, а те противоракеты, которые размещают американцы в Польше, хотят разместить, они как раз направлены против российских ракет, которые есть и которые могут достигать территории Соединенных Штатов, и которые являются средством стратегического сдерживания, американского давления на Россию и возможной агрессии, если к этому может подойти ситуация.



Марк Крутов: То есть вы никоим образом не согласны с тем, что Иран в течение ближайших 4-5 лет, как говорят в Вашингтоне, может стать реальной военной силой и начать представлять угрозу для недружественных ему стран?



Виктор Литовкин: Это не только я так считаю, это считают даже американские эксперты, серьезные, по этому поводу было много публикаций в Соединенных Штатах, в европейской печати, в российской печати. Так что тут я не являюсь истиной в последней инстанции в данном случае.



Марк Крутов: И все-таки, если не удастся дипломатическим методом решить эту проблему России и США и если парламенты таких стран, как Чехия и Польша, все-таки ратифицируют это соглашение и там будут размещены эти системы, чем это может кончиться для российско-американских отношений?



Виктор Литовкин: Во-первых, это осложнит российско-американские отношения, которые сегодня не являются безоблачными. Во-вторых, это нанесет ущерб по российско-польским, российско-чешским отношениям. Россия, конечно, не останется безучастной к этой ситуации, и она уже устами генералов, устами политиков, того же президента Путина... было сказано, что мы примем адекватные, симметричные меры. Какие это меры могут быть? Это нацеливание стратегических ракет на эти объекты в Европе, в Польше и в Чехии. Это и нацеливание оперативно-тактических ракет и размещение их в Калининградской области, которые будут нацелены на объекты в Польше в первую очередь, потому что это ближе. Ну, и другими мерами политического, экономического характера. Американцы хотят сделать Польшу и Чехию своими вассалами, то есть они хотят за счет безопасности Польши и Чехии обеспечить свою безопасность. Но так не бывает.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG