Ссылки для упрощенного доступа

Мечта о российском Тибете. В Бурятии открылись Доржиевские чтения


Агваном Доржиевым был основан дацан «Гунзэчойнэн» — самый северный в мире и один из четырех, сохранившихся в годы советской власти
Агваном Доржиевым был основан дацан «Гунзэчойнэн» — самый северный в мире и один из четырех, сохранившихся в годы советской власти

В столице Бурятии открылись Доржиевские чтения, научная конференция, посвященная духовному и политическому наследию одного из самых ярких пропагандистов буддизма в России — Агвана Доржиева. Проповедник и общественный деятель из Бурятии, получивший высшее духовное образование в Тибете и Индии, Доржиев был представителем Далай-ламы XIII при императорском дворе в Петербурге и выступал за рост российского, в том числе и политического влияния в буддистской Азии. В 30-е годы Доржиев был репрессирован погиб, а в Советском Союзе почти все дацаны были закрыты, и возрождение буддизма началось только в 90-е годы прошлого века. Нынешние Доржиевские чтения — третьи по счету, в них принимают участие буддистские иерархи, ученые-буддологи и востоковеды.


Об Агване Доржиеве говорит петербургский журналист из Общества бурятской культуры «Ая-ганга» Алла Намсараева: «Мы сейчас находимся в Ацагатском дацане. Это тот дацан, деньги на строительство которого собирал Агван Доржиев, он построил его и здесь его высоко чтят. Этот дацан был разрушен после революции, но до революции, когда еще Николай Второй был царевичем, путешествуя в Японию, он заезжал сюда, в этот дацан, специально к Агвану Доржиеву. Вообще Агвана Доржиева считают и ученым, и политиком. Он родился здесь недалеко, поехал в Тибет учиться в Гаман-дацане, это в Индии. Агван Доржиев учился и достиг там высшей ученой степени, что его затем оставили как учителя, как наставника для XIII-го далай-ламы. Агван Доржиев был его советником и его представителем в России.


Мы сейчас находимся возле дома-музея Агвана Доржиева. Как раз из этого дома Агвана Доржиева забирали энкавэдэшники, он был репрессирован и погиб. У него есть печатные работы и ученые их изучают, очень много связано с политикой. Он хотел объединить Тибет, как снежную страну, под предводительством большой и сильной России. Он говорил, что Англия, которая тогда боролась за Азию и за Тибет в том числе, он говорил, что нужно стремиться к тому, чтобы Россия дружила с Тибетом и, может быть, даже оказывала свое воздействие».


В 1913 году Агван Доржиев обратился к императору Николаю II с просьбой позволить выкупить в Петербурге участок земли для строительства дацана. Основанный Доржиевым дацан «Гунзэчойнэн» — самый северный в мире и один из четырех, сохранившихся в годы советской власти. По официальной информации, буддизм в России сейчас исповедуют около 900 тысяч человек. О распространении буддизма в России говорит настоятель храма «Гунзэчойнэн» Буда Батмаев: «В Бурятии сейчас более 50 дацанов, хотя раньше, в 90-е годы было всего два. Буддизм распространен в Калмыкии, буддизм распространен в Туве. Широкое распространение буддизма сейчас идет на Алтае. Но там ситуация очень непростая, непростые отношения с шаманскими кругами. Если считать коренное население Бурятии, Тувы и Калмыкии, 80% в ниже перечисленных регионах считают себя буддистами. Основная масса прихожан, так или иначе, связана с традиционными регионами, это смешанные браки, есть много людей, которые благодаря лекциям по буддизму, благодаря большим учителям... У нас сейчас в России издается большая серия книг его святейшества далай-ламы. Благодаря им как раз очень много интересующихся буддизмом и люди, которые уже как бы внутренне готовы стать буддистами.


Буддизм говорит о том, что если человек готов внутренне творить добро и делать благо для окружающих, тем самым, делая себя счастливым, то тогда он уже по убеждению внутреннему, конечно, может себя считать буддистом. Впереди очень большой, долгий путь, связанный с тем, что надо это благо развивать, понимать на уровне кармических вещей. То есть понимать, что, чем больше я буду вокруг себя творить добра, тем больше ко мне обратно это все придет в виде счастья, в виде благополучия и так далее. Есть молитва: пусть все живые существа будут счастливы и всегда будет рядом счастье, пускай все избавятся от страданий и причин всех страданий навеки. И молитва так называемая соучастия в радости: пусть я вместе со всеми живыми существами так же буду счастлив в творении добродетели во все времена».


XS
SM
MD
LG