Ссылки для упрощенного доступа

Итоги саммита G8: лидеры «взвесили подходы» и «призвали к ответственности»


Антиглобалисты демонстрировали свое отношение к мировым лидерам по соседству с Тояко, в городке Собецу
Антиглобалисты демонстрировали свое отношение к мировым лидерам по соседству с Тояко, в городке Собецу

В Японии завершились заседания саммита «большой восьмерки». Лидеры ведущих государств мира, в частности, призвали Иран к более ответственным действиям в связи с конфликтами в Ираке, Афганистане и ситуацией на Ближнем Востоке. Также они выступили за то, чтобы развивающиеся страны, прежде всего Индия и Китай, вдвое сократили вредные выбросы в атмосферу к 2050 году. После официального завершения саммита состоялись итоговые пресс-конференции.


Дмитрий Медведев был явно очарован тем, как его приняли в Японии. На протяжении получасовой пресс-конференции по окончании саммита «большой восьмерки» он четыре раза поблагодарил японцев за гостеприимство. Собственно, с благодарности пресс-конференция и началась. «Прежде всего хотел бы поблагодарить наших японских коллег за прекрасную организацию встречи, за подготовку и очень такое удачное проведение саммита, - сказал российский президент. - И на мой взгляд, это немало способствовало и результативности самого саммита, самих переговоров, которые проходили здесь, на Хоккайдо».


Немудрено. Обычно на мероприятиях такого уровня японцы продумывают все до мелочей и стараются сделать даже мелочи шикарными. Кроме того, жена президента России Светлана Медведева тоже, видимо, получила немалое удовольствие от поездки, в которой ее учили одевать 12-слойное кимоно и отвели на рынок со свежайшей рыбой. Возможно, все это помогло Дмитрию Медведеву найти общий язык с японским премьером Ясао Фукудой.


«У меня была полноценная и достаточно большая для формата "восьмерки" встреча с моим коллегой, премьер-министром Фукудой, - сообщил Медведев журналистам. - И она продемонстрировала, что по очень широкому кругу вопросов, в том числе тех вопросов, которые были непосредственно в сфере обсуждения на саммите, у России и Японии близкие или просто одинаковые позиции. Поэтому я считаю, что наши отношения развиваются очень динамично, экономические связи просто за последнее время значительно укрепились. Есть ряд очень крупных проектов, под которые выделяются очень значительные суммы финансирования, в частности, под Сахалинский проект недавно было выделено больше 5 миллиардов долларов. И такие примеры можно множить, это хорошие и очень добротные свидетельства того, как мы собираемся развивать наши отношения. Наша двусторонняя встреча показала, что у нас есть очень хорошие перспективы для развития сотрудничества. Есть и одна проблема, которая остается в наших отношениях, я имею в виду решение пограничного вопроса. Но мы договорились, что мы будем продолжать работу над решением этого вопроса в соответствии с теми принципами, которые были определены ранее».


Зато прямо во время саммита еще немного испортились отношения России и Соединенных Штатов. Интонация Дмитрия Медведева при ответе на вопрос о его отношении к подписанию в Чехии соглашения о размещении там американской ПРО об этом говорила. «Мы обсуждали, конечно, этот вопрос, - сказал глава государства, - он не может не волновать Российскую Федерацию. Я обсуждал этот вопрос и в ходе двустороннего общения с моим коллегой Джорджем Бушем. Обсуждали мы это и в более широких форматах. Совершенно очевидно, что после подписания соответствующего соглашения начался новый этап в реализации идеи создания третьего позиционного района. И нас эта ситуация крайне огорчает. Мы неоднократно подчеркивали и до того, и в ходе нынешнего саммита я об этом говорил, что вопросы обеспечения европейской безопасности нужно решать иначе. Мы готовы были к тому, чтобы осуществлять совместный мониторинг и с США, и с другими государствами, которые входят в НАТО, для того чтобы предотвращать соответствующие проблемы, возникающие, могущие возникнуть в сложных точках планеты. Но, к сожалению, реакции на это не было. С нами вели и ведут довольно вялые переговоры, которые ничем не закончились. Наоборот, подписываются соответствующие соглашения. Это означает, что эта идея будет реализована. Еще раз повторяю, нас это не устраивает, я об этом напрямую сказал своим коллегам. Мы, конечно, не будем поднимать по этому поводу какой-то истерики, но будем продумывать ответные шаги».


В последний день саммита лидеры стран «группы восьми» встречались с экономическими акселератами - Бразилией, Индией, Китаем - и говорили с ними опять же о глобальном потеплении, потенциальном продовольственном кризисе и экологии. Дмитрий Медведев объявил, что Россия внесет свой вклад в то, чтобы в мире стало больше еды. «Главы стран "группы восьми" здесь были едины в том, что для стабилизации нужны комплексные меры по укреплению продовольственной безопасности в мире, - сказал президент России. - Речь идет и об экстренной продовольственной помощи, и о долгосрочном пакете антикризисных мер. Кстати сказать, долгосрочный вклад нашей страны в решение этой проблемы будет состоять прежде всего в существенном наращивании сельхозпроизводства и его поставок не только внутри страны, но и на мировые рынки. Вообще, основная проблема сегодня - это все-таки общий недостаток продовольствия. Одобрены наши инициативы о проведении встреч министров сельского хозяйства и в последующем о проведении так называемого зернового саммита. Мы продемонстрировали достаточно аккуратный, взвешенный подход и к производству биотоплива, как, с одной стороны, позитивному треку развития энергетических событий, но в то же время, безусловно, влияющему на состояние продовольственной безопасности, так и к развитию генно-модифицированных продуктов, которые решают, естественно, ряд продовольственных задач, но в отношении которых у человечества пока нет единых оценок».


Но не меняется ли «восьмерка», когда она зовет на свое заседание другие страны, не превращается ли она в подобие Организации объединенных наций, где уже трудно о чем-либо договориться из-за того, что все очень разные? Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов полагает, что нет: по его словам, «восьмерка» функционирует по другим принципам: «Там не принимаются обязывающие решения, там нет постоянных членов Совета безопасности, нет исполнительных механизмов. "Восьмерка" закладывает векторы, по которым будут двигаться. Вы знаете, она чем-то напоминает ИКАО - это международная авиационная организация, она выпускает такие стандарты, что вот, допустим, навигационное оборудование самолета должно заканчиваться 12-штырьковым разъемом, а на пятую и шестую клеммы должно приходить напряжение в 12 вольт. То есть вы можете сделать совсем другой разъем, сделать самую лучшую систему навигации, но если вы не будете выполнять эти требования, которые обязательными не являются вовсе даже, то ваш прибор никто не купит, он ни с одним самолетом не соединится. Так вот, задача "восьмерки" - это определение векторов развития. Вы можете быть не согласны, можете не следовать им, но только вы будете противопоставлять себя всему развитому миру. А если к "восьмерке" присоединятся еще такие страны, как Индия и Китай, то и подавляющему большинству всего человечества».


Тем не менее эксперты уже говорят о том, что прошедший саммит "большой восьмерки" был полон самых широких улыбок, но отнюдь не результатов.


XS
SM
MD
LG