Ссылки для упрощенного доступа

В Польше продолжается расследование катынского преступления


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Варшаве Александр Лемешевский .



Дмитрий Морозов: Депутаты польского Сейма требуют от МИДа страны более активных дипломатических действий, «касательно выяснения катынского преступления», а от Института национальной памяти – юридической активности по этому делу.



Александр Лемешевский: Дать отчет о состоянии следствия по катынской трагедии в парламент на совместное заседание членов комиссий юстиции и прав человека были приглашены представители Министерства иностранных дел и Института национальной памяти (ИПН) – государственной организации, занимающейся расследованием преступлений коммунистического режима. Заместитель министра иностранных дел Польши Анджей Кремер заявил, что группа чиновников МИДа постоянно ведет переговоры с российской стороной по поводу передачи Польше архивных документов, касающихся Катыни. "На данный момент, однако, о каких-либо положительных эффектах этой работы говорить не приходится", - заявил Кремер.


Между тем, как оказалось, Институт национальной памяти не может найти часть документов о катынской трагедии, переданных Варшаве в начале 90-х Борисом Ельциным. Руководитель следственного отдела ИПН Дариуш Габрель признал, что следователи института не имеют в наличии прежде всего документа, который свидетельствует о том, что расстрелы в Катыни были делом рук сотрудников НКВД.



Дариуш Габрель: Это важный документ, который имеет значение как для следствия, так и для базы собранных нами улик. Поэтому мы будем делать все возможное, чтобы как можно быстрее такой документ получить. Институт национальной памяти немедленно этим займется.



Александр Лемешевский: Заявил Дариуш Габрель.


Исчезнувший документ, по мнению специалистов, может находится в других польских архивах. Руководитель следственного отдела ИПН, однако, подчеркнул, что самые важные для следствия по делу о катынской трагедии документы остаются в московских архивах, и польские специалисты могут пользоваться ими только в рамках системы международной правовой помощи, ограниченной целым рядом процедур. "В полученных из Москвы в 1992 году документах зачастую прерывается нумерация, что может свидетельствовать о том, что не все бумаги были переданы нам. Значительная их часть – это никем не заверенные ксерокопии низкого качества, которые не могут служить в качестве доказательства", - заявил в парламенте руководитель следственного отдела ИПН Дариуш Габрель.


Институт национальной памяти ведет следствие по поводу расстрелов польских офицеров, цель которого – как можно более подробно разобраться во всех деталях катынской трагедии и составить окончательный список ее жертв. На данный момент следователи взяли показания у около 2,5 тысяч человек – в основном родственников расстрелянных офицеров.


Поводом совместного заседания членов комиссий юстиции и прав человека Сейма Польши было принятое накануне россисйким судом решение отклонить апелляцию 10 семей жертв Катыни на прекращение в России следствия по этому делу.


XS
SM
MD
LG