Ссылки для упрощенного доступа

Наука: история поисков Земли Санникова


Ирина Лагунина: Поиски Земли Санникова – это одна из самых интересных и загадочных страниц в исследовании Арктики. Начало этих поисков пришлось на зарождение промыслов и добычи русскими купцами мамонтовой кости. О том, как это происходило, рассказывает научный сотрудник государственного геологического музея имени Вернадского, кандидат геолого-минералогических наук Ираида Стародубцева.


С ней беседуют Александр Марков и Ольга Орлова.



Александр Марков: Ираида Александровна, расскажите, пожалуйста, с чего началась эта история и как вообще родилась эта идея искать загадочную землю в просторах Арктики?



Ираида Стародубцева: Вообще истории этой уже чуть более двухсот лет и она тесно связана с поиском мамонтовой кости или бивней мамонта. Очень давно, когда якутские охотники поняли, что промысел пушных зверей, песцов сокращается на нет, надо искать другой источник дохода. Они обернулись лицом к мамонтовой кости, вспомнили, что это прекрасные поделочный материал, что можно выгодно продать и в ее поисках стали продвигаться все дальше и дальше на север.



Ольга Орлова: Это о каких временах идет речь?



Ираида Стародубцева: Это идет речь о временах 17-18 века. Вышли к берегу моря, увидели острова, по льду на них перебрались.



Александр Марков: А что это были за острова?



Ираида Стародубцева: Теперь это архипелаг Новосибирские острова. Их открытию мы обязаны как раз якутским купцам и промышленникам. А история названия островов этого архипелага - вся история их освоения. Первые два ближайших материковых острова носят название Большой Ляховский и Малый Ляховский, получившие свое название по повелению Екатерины Второй в честь купца Ляхова, который первым оформил, говоря современным языком, лицензию на добычу мамонтовой кости. Это было в 1770 году. А в 1806 году после его смерти лицензия переходит купцу Сыроватскому, и он посылает туда якутских промышленников во главе с Яковом Санниковым для поисков бивней мамонта.



Александр Марков: Ираида Александровна, можно один уточняющий вопрос: а тогда люди уже знали, что такие были мамонты, вымершие звери? Как они воспринимали бивни, что они о них думали?



Ольга Орлова: Тем более, об этом хорошо знали якутские охотники и промысловики.



Ираида Стародубцева: Называли мамонтовые кости. А вообще проблема мамонтов одна из самых интереснейших проблем в палеонтологии. Пусть не обижаются, кто занимается палеозоем, мезозоем. Совершенно удивительная вещь – животные вымершие, а люди про них знают. Были люди, которые их видели, наши предки, по крайней мере. Можно видеть чучело мамонта - это совершенно, по-моему, запредельно. Животное вымерло 10 тысяч лет назад на материке, а мы можем поехать в Питер и посмотреть чучело вымершего животного. Я была недавно в зоологическом музее в Петербурге, экспонируется чучело Березовского мамонта, а люди идут и не задумываются, что совершенно удивительная вещь. Мне кажется, что ни об одном звере не слагалось столько легенд, как о мамонте. Вы знаете, что на многих языках мира слово «мамонт» звучит примерно одинаково. Вообще с эстонского мамут переводится как земляной крот. Это во многих, с китайского называется земляная крыса. Легенда и у народов севера, и в Китае звучит примерно одинаково, что живет огромный зверь, живет он под землей, а как только выходит на свет, умирает, солнечный свет для него губителен. А вообще, если мы себя поставим на место якутского охотника 17 или 16 века, вот мы с вами плаваем в дельте Лены и охотимся на песцов, бьем оленя. Пять лет плаваем по одной и той же протоке и ничего удивительного не замечаем. А вдруг на шестой год плывем и видим, что часть берега обвалилась и из берега торчит голова, покрытая шерстью, торчат бивни, которые мы принимаем за рога. Что мы подумаем на уровне человека того времени? Мы подумаем, что зверь умер только сейчас, потому что там вечная мерзлота. А почему умер? Мы же на поверхности его не видим, значит он живет под землей. Поэтому было известно, что это бивни мамонтов. И в 1806 году, что это рога, мамонтовый рог, мамонтовая кость.



Ольга Орлова: Это в начале 19 века, когда Санников отправился.



Ираида Стародубцева: Еще раньше было известно, мамонт был описан в 1799 году.



Ольга Орлова: А как же они знали так быстро, что в 1799 году профессор описал вид животного?



Ираида Стародубцева: Их находили и в Западной Европе. Самый лучший Интернет – это язык. Поэтому, мне кажется, самая лучшая связь. Из поколения в поколение передается то, что совершенно нельзя потом выбить из голов. От прадеда к деду, от деда к отцу, от отца к сыну и дальше к внуку. Конечно, это все возникло из народных сказаний. Не только Сибирь, знаете, что и у нас в европейской России. В Сибири понятно, почему возникло, почему живой и почему он под землей, потому что там туши находят. А у нас туши не находят, а находят только части скелетов, кости разрозненные. Но сразу видно, что кости принадлежат животным и очень большому животному, который нигде не живет сейчас. Ясно, что это не лось, не олень, не корова, не бык. Человек все время все объясняет с позиций своего уровня знаний. Например, Воронежская область, недалеко от Воронежа есть Косетнки - это известный палеолитический разрез, палеолитическая стоянка. Жители Костенок сложили другую легенду, кости мамонта находили, надо как-то объяснять и объясняли так, что жил-был Индрик-зверь, индро-зверь, индрик-зверь – персонаж многих русских сказаний. И надо было как-то перейти через Дон, сам бы он перешел через Дон, но за ним шли дети, и он побоялся, что утонут и не смогут перейти, и решил Дон выпить. Подошел к реке и стал пить, пил, пил и выпил почти весь Дон, превратился в маленький ручеек. И готов был индро-зверь перейти через реку, но решил обернуться и посмотреть, не идут ли за ним его дети. Только обернулся, от выпитой воды его разорвало, а кости разметало по оврагам и ручьям. Так что такое объяснение тоже.



Ольга Орлова: Значит не только сибиряки, но и жители центральной России знали про мамонтов. Тогда понятно, что купец Санников про них тоже хорошо знал. Как же складывался его поход?



Ираида Стародубцева: В 1806 году Яков Санников с северной оконечности острова Котельный видит землю, получившую название Санниковой земли или Земля Санникова. Канцлер, граф Николай Петрович Румянцев, знавший об открытых островов, и о виденных, но еще не открытых островах, посылает для исследования этих земель Матвея Матвеевича Геденштрома, который в Сибири находился в ссылке за растрату на рижской таможне. И вот Геденштром описывает острова, в основном остров Котельный и остров Новая Сибирь, отмечает два необычайно поразивших его явления – это деревянные горы на острове Новая Сибирь и вечная мерзлота на континентах. Деревянные горы – горы, сложенные из растительных останков. Геденштром отмечает, что север Сибири скрывает несчетные трупы огромного животного, названного мамонтом. И он же пишет, что на острове Большой Ляховский, это ближайший остров к материку из Новосибирских островов, уже больше 80 лет ищут мамонтову кость, всегда главную добычу промышленников, доставляла отмель на западной стороне острова. И Геденшторм составляет карту и отмечает на ней земли Санникова. Уже потом в 1821 году снаряжается другая экспедиция под руководством лейтенанта флота, будущего вице-адмирала Петра Анжу для нанесения на карту архипелага Новосибирские острова. Анжу, отработав там, не увидев землю Санникова, делает вывод, что в результате проведенных работ с достаточной точностью описаны в определенном пространстве матерый берег и прилежащие к нему острова, убедились несомненно, что в расстоянии, достигаемом данным способом, на север от островов Котельного, Фадеевский, Новой Сибири никакой земли не существует. На этом можно было, наверное, остановиться. Хотя материк привлекал большое внимание ученых в связи с проблемами исследования вечной мерзлоты или, как раньше говорили, ископаемого льда и находками трупов мамонтов и шерстистых носорогов. В 1846 году по материку совершает экспедицию Александр Федорович Миддендорф, у него очень интересные выводы по поводу нахождения трупов мамонтов, потому что это тоже была проблема. Одни считали, что мамонты погибли из-за холода, который наступил очень быстро из-за смены положения земной оси, а Миддендорф показал, что мамонты погибли в разное время на протяжении тысячелетия, что совершенно справедливо. Он писал, что жили они в южной и центральной Сибири, а в северной трупы сносились реками и в устьях рек осаждались на мель и эти берега предложил назвать мамонтовыми берегами. Представляете, как это романтично.



Александр Марков: Берега чего?



Ираида Стародубцева: Это где дельта Лены, Яны, Индигирки. Но в его задачу не входило исследование островов и к исследованию островов обратились в 80 годах 19 века и в связи с проведением первого полярного года международного, даже не столько проведение международного полярного года, как это инициировала исследование в Арктике. Норвежец Шельт подходил к Новосибирским островам и из-за погодных условий не мог высадиться на Ляховских островах. Это было в 1877 году, он хотел повторить попытку.



Александр Марков: На корабле подходил?



Ираида Стародубцева: Да. А в начале 80 годов уже американец Делонг открыл одну из земель, виденных Санниковым - это остров Беннетта или земля Беннетта. Оставалось найти еще одну землю, виденную Санниковым к западу и приоритет упускать было нельзя. Вообще инициатива иностранных исследователей, которые они проявляли к освоению наших северных земель, конечно, дала толчок к тому, чтобы Императорская академия наук организовала полярную экспедицию, северную экспедицию. Экспедиция состоялась в 1885-86 годах, руководил экспедицией Александр Бунге, до этого работавший на первой полярной станции на Сагастыре в дельте Лены. Вот как раз в связи с проведением первого международного полярного года. А геологом к нему был приглашен выпускник университета молодой геолог Эдуард Васильевич Толль. Первый год экспедиция работала на материке, а потом они приступили к исследованию Новосибирских островов и там разделились на две группы, Бунге остался изучать Большой Ляховский остров, а Толль осмотрел Котельный и Новая Сибирь. И вот осенью 1886 года с северной оконечности Котельного Эдуард Васильевич Толль увидел земли, земля Санникова и с тех пор человек потерял покой, ему надо было открыть эту землю. И уже позже он одному из своих проводников задал такой вопрос: хочешь ли ты открыть Землю Санникова? На что он ему ответил: вступить ногой и умереть. Это была позиция самого Толля. Ему надо было вступить ногой, человек хотел открыть новую землю. Что может быть романтичнее, лучше? Я открыватель новой земли, целого архипелага – это же здорово, это интересно. Представляете, первым вступить на неизведанную землю. Сейчас романтика ушла из нашей жизни.



Ольга Орлова: И земель не так много осталось неизведанных, говорят, что их почти нет.



Ираида Стародубцева: Нет, если поискать, мы плохо ищем. На свете осталось много интересного, романтиков не стало. Вот Толль был романтиком. Потом он провел еще одну экспедицию в 1893-94 годах, но прошла только по материку. Он, правда, посетил Большой Ляховский остров, но в основном для устройства депо экспедиции Нансена, который там должен ходить на своем судне «Фраме». Там были очень интересные получены геологические результаты, но все-таки это не поиски Земли Санникова. Вернувшись из этой экспедиции, он начал разрабатывать проект полярной экспедиции специально для поисков Земли Санникова. Он выступал и в заседаниях Императорского географического общества, в академии наук и в Минералогическом обществе. Наконец эта экспедиция состоялась в 1900 году. Специально для этой экспедиции был куплен в Норвегии китобойный барк, переделанный в научно-исследовательское судно, получившее название «Заря», которое в 1900 году вышло из Кронштадта. Научный состав экспедиции был следующий: начальник экспедиции геолог Эдуард Толль, зоолог экспедиции Алексей Андреевич Беленицкий-Беруля, астроном Фридрих Зейберг, гидролог Александр Колчак, врач экспедиции Герман Вальтер. Вот этим научным составом с Кронштадта и сам адмирал Макаров поднимался на борт «Зари», он только что вернулся из своего похода на первом ледоколе «Ермак». С кораблей неслось «ура!». Вот так уходило в плавание очень нелегкое первая русская полярная экспедиция. Но так сложилось, что все складывалось против них.


XS
SM
MD
LG