Ссылки для упрощенного доступа

Итоги международного Карловарского кинофестиваля


Дмитрий Волчек
Дмитрий Волчек

Андрей Шарый: В чешском городе Карловы Вары сегодня завершается 43-й международный кинофестиваль. Одним из претендентов на главный приз считается фильм российского режиссера Алексея Учителя "Пленный". О своих фестивальных впечатлениях за несколько часов до церемонии закрытия и награждения победителей мне рассказал специальный корреспондент Радио Свобода, он же – постоянный ведущей программы «Итоги недели» Дмитрий Волчек.

Карловарский фестиваль – это фестиваль класса А, но все-таки не самый большой в Европе и программу собирает сложнее, чем, скажем, фестиваль в Берлине или фестиваль в Каннах. Тем не менее, организаторы фестиваля пытаются придумать какую-то тему, которая сама по себе соберет большое количество зрителей и участников. Как было в этом году, удалось найти такую центральную тему, которая объединила вокруг себя кинематографистов?

Дмитрий Волчек: Я думаю, эта тема – столкновение культур. Тема, конечно, далеко не новая, но она становится злободневная сейчас, когда в Европе стираются границы и миллионы людей перемещаются из страны в страну. Все больше становится фильмов об этих мирах параллельных культур и много их здесь на Карловарском фестивале. Герои одного из лучших, на мой взгляд, фильмов этого года «Молчание Лорны», албанские и русские, кстати, эмигранты разрабатывают многоступенчатые криминальные схемы, чтобы зацепиться в Бельгии и получить гражданство. Это такой параллельный мир, который разит тех, кто такое имеет гражданство с рождения. Об этом же, о параллельных мирах, хотя на совершенно другом материале, российский конкурсный фильм «Пленный» Алексея Учителя. Пленный чеченец, который не говорит по-русски, и должен вывести двух российских солдат по горным тропам Чечни. Герой немецкого конкурсного фильма «Доктор Алиман» по своей воле погружается в полную опасности жизнь трущоб колумбийского города Кале. Множество вариаций вот этого сюжета «свой среди чужих». Но как правило, кинематографисты довольно пессимистично его трактуют, столкновения культур заканчиваются если не смертоубийством, то, во всяком случае, взаимонепониманием.

Андрей Шарый: Но это все художественные выдумки, это художественное кино. С точки зрения кинодокументалистики, видели вы что-то новое для себя, интересное?

Дмитрий Волчек: Да, сейчас сороковая годовщина пражской весны и понятно, что много фильмов об этом. Режиссер Виктор Полесный подготовил по архивным материалам два документальных фильма о 68 годе, один называется «Надежды» - это с января по август, и второй «Предательство» о советском вторжении. Очень хотелось бы, чтобы показали в России эти фильмы. В конкурсе документальных фильмов с 68-м годом связана картина Яны Боковой, она называется «Бай-бай, Шанхай». Это размышления чешских интеллектуалов, которые после 68-го года вынуждены были эмигрировать, а потом либо вернулись назад, либо, как сама Яна Бокова, которая живет в Аргентине, решили не возвращаться даже после «бархатной революции». И еще один конкурсный документальный фильм связан с Россией – это картина о Ладиславе Старевиче, пионере анимации, который несколько лет работал в Москве у Ханженкова. Изобретательная работа, сделанная с любовью к герою.

Андрей Шарый: Да, его юбилей недавно отмечали в Литве, поскольку он работал и родом был из Литвы. Большого количества звезд голливудских в Карловых Вара нет, хотя кто-то приезжает, в этом году был Роберт де Ниро, например. Однако, Карловарский фестиваль славится еще и тем, что обычно открывает новые имена. Как на сей раз?

Дмитрий Волчек: Для меня этот фестиваль прошел под знаком мексиканского кино. Во-первых, потому что я смотрел ретроспективу Артура Рипштейна, имя не новое. Но он режиссер, не очень хорошо известен в мире, хотя снимает много лет, с начала 60-х годов. Он приехал в Карловы Вары, давал мастер-класс, который пользовался очень большим успехом, на чем свет стоит ругал Голливуд. И второе имя, которое я действительно открыл для себя, и это самое большое впечатление фестиваля – это фильм молодого мексиканского режиссера Родриго Пла, он называется «Внутренняя пустыня». Это история семьи, отца, точнее, датского знаменитого философа Сирона Керкегона, но перенесенная в Мексику 30-х годов, годы гражданской смуты. Очень интересная идея, получилось оригинальное, загадочное, красивое кино.

Андрей Шарый: В целом уровень фестиваля, на ваш взгляд, был высоким?

Дмитрий Волчек: Вы знаете, Андрей, очень трудно сказать. Но в Карловых Варах традиционно показывают лучшие фильмы других фестивалей, в первую очередь Каннского. И понятно, что зрители особо ими интересуются. Было много просто интереснейших фильмов из каннской программы, израильский фильм «Вальс с Баширом», анимированная реконструкция войны в Ливане 82 года, замечательные две итальянские работы тоже о политике – это «Божественный», такой безжалостный портрет Джулио Андрио и великолепный фильм Маттео Гарроне «Каморра», я думаю, он войдет в золотой фонд мирового кино. Это фильм о неаполитанской мафии «Каморре», о рядовых ее бойцах. Проблема эта остроактуальная для Италии, как вы знаете, поскольку именно саботаж со стороны «Каморры» вызвал недавний мусорный кризис в Неаполе.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG