Ссылки для упрощенного доступа

В Ижевске установлено место массовых расстрелов в 1918 году


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Ижевске Надежда Гладыш.



Марк Крутов: Ученые Российской академии наук официально установили место массового захоронения 7 тысяч рабочих оружейных заводов Ижевска и Воткинска и членов их семей. Они были расстреляны в 1918 году, после антибольшевистского восстания, не имеющего аналогов случай в истории Гражданской войны.



Надежда Гладыш: Как это ни странно, Ижевск всегда знал, где находится место массового захоронения жертв красного террора конца 1918 – начала 1919 годов прошлого века. И мне еще лет 20 тому назад приходилось слышать, что в овраге в устье речки Подборенки воду из родника лучше не брать – там хоронили останки расстрелянных. Но никогда об этом не говорили официально, место это никак не обозначено до сих пор.


Два года назад за дело взялись энтузиасты, возникло общественное движение за увековечение памяти участников Ижевско-Воткинского восстания 1918 года. Случай в ранней советской истории беспрецедентный, когда против рабоче-крестьянской власти поднялись рабочие же. Правда, ижевским оружейникам было что терять: большевики сразу ожесточили их своей налоговой политикой.


Вкратце канва событий тех лет: восстание началось 8 августа, Советы были свергнуты, начались 100 дней власти Комитета Учредительного собрания. Дивизия Азина в результате тяжелейших боев захватила Ижевск к первой годовщине Октябрьской революции. Начался массовый террор против не ушедших из города участников мятежа. В апреле 1919 года колчаковские войска на три месяца вернулись в Ижевск. После возвращения красных из Ижевска и соседнего Воткинска был второй массовый многотысячный исход жителей, завершившийся в Сан-Франциско.


Вернемся в день сегодняшний. Мои собеседники – активисты движения за увековечение памяти бойцов Ижевско-Воткинской дивизии Василий Крюков и Евгений Кузнецов.


Мой вопрос депутату Ижевской городской Думы Василию Крюкову: откуда сведения о количестве жертв красного террора?



Василий Крюков: Колчаковская правительственная комиссия занималась вскрытием могил, частичным перезахоронением, решали санитарно-гигиенические вопросы. Сведения из абсолютно официальных источников взяты. Было такое издание «Памятники истории и отечества», в котором описано Кобзевым Игорем Ивановичем, тот ссылался на воспоминания одного из старейших краеведов, ныне ушедшего Гаты Кутузова, причем тот сам участвовал, будучи еще мальчиком, в вывозе по улице тогдашней Красного террора, ныне Милиционной, от ЧК расстрелянных в овраг, который находился на речке Подборенка. Было расстреляно 7983 человека.



Надежда Гладыш: Два года назад останки семи человек с характерными следами расстрела были найдены строителями объездной дороги под деревней Малая Венья. Многие из расстрелянных в 1918 году, скорее всего, были похоронены родственниками на гигантском Троицком кладбище, которое с 70-х годов прошлого века активно застраивается и разоряется.


Случай, который привел к истории врача Евгений Кузнецова, вообще, на мой взгляд, уникальный.



Евгений Кузнецов: Когда я работал на «скорой помощи», я с удивлением узнал, что улица Милиционная, где располагалась «Скорая помощь», как раз в генеральном доме, - это бывшее ЧК. Я там постоянно спал, жил, потому что дежурил. И вдруг я узнал, что это была улица Красного террора. Я начал просто интересоваться, почему она такая – Красного террора, в чем он состоял. И выяснил, что это улица была, по которой возили, водили на расстрел или вывозили уже расстрелянные тела в 1918 году. Мы подняли план города Ижевска 1912 года. Так как существовали указания на то, что расстрелы проводились в логу, расстрел нельзя провести где попало большого количества человек. Это достаточно сложная технология, надо сказать, то есть там должны быть соблюдены определенные условия к этому месту. Таких мест обнаружилось всего два в черте города, примыкающих к улице Милиционной, бывшей Красного террора, бывшей Береговой, два лога. На одном из этих логов сейчас стоит Дворец пионеров, и как раз Игорь Кобзев указывал, что это, возможно, там. А другие краеведы указывали, что это было за улицей нынешней Кирова.



Надежда Гладыш: Евгений Кузнецов держит в руках цветную диаграмму, которая стала результатом электромагнитного изучения крутого левобережного склона Подборенки.



Евгений Кузнецов: Мы с привлечением ученых физико-технического института, мы с ними заключили договор, изучили профиль грунтов в этих логах методом оценки электропроводности. Этот метод в свое время получил Государственную премию республики и широко применяется археологами в настоящем для предварительного поиска мест захоронения и всяких там артефактов и аномалий. В районе Дворца пионеров никаких аномалий не нашлось, а вот ниже улице Родниковой нашлось. На этой диаграмме очень четко видно: существуют скальные грунты и существуют слои, по электропроводности соответствующие слоям, содержащим органику. Вот глина сверху таким бутербродом, и вот на глубине приблизительно трех метров находится большое скопление. Когда мы его привязали к местности, оно приблизительно объемом в 300 кубических метров.



Надежда Гладыш: Это характеристики органики, да?



Евгений Кузнецов: Во всяком случае, грунта, который там быть не должен был. То есть эта вещь сверху и снизу перекрыта матерой глиной. У нас есть указания и в воспоминаниях краеведов, и в официальных документах, что они засыпали эту ложбину.



Надежда Гладыш: Здесь, в этой братской могиле, по оценке Кузнецова, могут находиться останки примерно одной тысячи человек. В планах общественников – изучить аномалию с помощью шурфов, убедиться, что это действительно братская могила, и добиться, чтобы это место приобрело официальный статус мемориала и было благоустроено. Но на поддержку властей они не очень-то рассчитывают. Говорит член Ижевской городской Общественной палаты, врач Евгений Кузнецов.



Евгений Кузнецов: Власти нашей республики смотрят на весь этот процесс очень настороженно. Потому что ижевское восстание было и осталось единственным примером, когда горожане не по указке сверху пытались сохранить преемственность российской власти. Потому что Прикомуч был в тот момент единственный легитимным представителем и правопреемником предыдущей российской власти.



Надежда Гладыш: В сопровождении Василия Крюкова я спустилась в этот овраг – страшное запустение, мусор, следы пребывания бомжей. Виден выход скальных пород, который, скорее всего, послужил «стенкой» для палачей. Городская молва гласит, что несколько месяцев после тех событий вода из многочисленных ключей, бьющих из склона, была красной…


XS
SM
MD
LG