Ссылки для упрощенного доступа

Россияне изменили отношение к валюте и перестали делать сбережения


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Евгения Назарец: На фоне политических заявлений Дмитрия Медведева о намерении сделать рубль региональной резервной валютой и укрепить позиции российской валюты в международной экономике внутри России экономисты отмечают изменение отношения населения к иностранной валюте. Спрос на наличную валюту сильно упал. Одновременно социологи приводят данные о том, что россияне менее охотно стали делать накопления. Наличная валюта в России многие годы была самым народным средством накопления. Что происходит сегодня? Связаны ли между собой потеря интереса к наличным долларам и евро и пренебрежение россиян к накоплениям, и есть ли среди этого всего место для любви к рублю? На эту тему – репортаж нашего корреспондента.



Ольга Вахоничева: Привычка копить деньги на черный день сегодня в России теряет свою актуальность. Все большее число россиян предпочитают не делать сбережений. Согласно последним исследованиям компании «Башкирова и партнеры», 57 процентов опрошенных вообще не делают никаких сбережений. Подробнее о результатах социологических исследований расскажет генеральный директор компании Елена Башкирова.



Елена Башкирова: Мы считаем этот вопрос очень важным, потому что он является не только индикатором экономического положения в стране, но и также показывает, какое есть расслоение в обществе. Что же мы получили? Мы задали такой вопрос: «Делаете ли вы сбережения, и если да, то в какой валюте?» У нас получилось, что 33 процента, то есть треть всего взрослого населения нашей страны делает накопления в рублях. В долларах американских хранят валюту 3,3 процента россиян, в евро – 3,6 процента. А не делают сбережений вообще 57 процентов. О чем говорят эти данные? Это свидетельствует, конечно, о том, что уровень жизни в России все-таки остается еще недостаточно высоким, потому что, по другим опросам, которые проводила наша компания, 41 процент россиян вообще не могут позволить себе купить, например, даже бытовую технику, в основном все деньги, которые они зарабатывают, у них уходят на продукты и на одежду.



Ольга Вахоничева: По понятным причинам сегодня не в состоянии откладывать деньги пенсионеры, люди с уровнем образования ниже среднего, молодежь и люди с невысокой оценкой своего материального положения. О том, кто же все-таки делает сбережения, расскажет Елена Башкирова.



Елена Башкирова: Это люди в основном работающие, которые имеют постоянную работу, люди в основном среднего возраста и те, про которых можно сказать, что они достигли определенного положения в обществе. В основном это руководители, люди в возрасте от 30 до 39 лет и те, кто имеет высшее образование. Но есть люди такие и среди не работающих наших граждан, кто тоже старается делать вот эти накопления, 36 процентов примерно составляют пенсионеры. В основном эти люди, конечно, откладывают деньги на «черный день».



Ольга Вахоничева: Нежелание гарантированно иметь денежный запас специалисты называют феноменом. К сожалению, это явление не случайность, констатирует экономист, сотрудник Института Егора Гайдара Ирина Ясина.



Ирина Ясина: На самом деле, все очень трагично. Почему мы не сберегаем? Очень просто: потому что процент, который нам платят в банке либо даже в других каких-то инструментах, он меньше, чем инфляция. В 2007 году на два месяца только, по-моему, ставка по депозитам превышала уровень инфляции. То есть инфляция такова, что она делает наши сбережения просто нерациональными.



Ольга Вахоничева: То есть фактически люди предпочитают делать покупки тогда, если есть лишние деньги, чем хранить их?



Ирина Ясина: Именно! И вот этот так называемый потребительский бум, который сейчас царит, в выходные невозможно подъехать ни к одному магазину, под Москвой, по крайней мере. А смысл копить, если деньги испаряются, если они тают?



Ольга Вахоничева: Очень болезнен этот процесс и для российской экономики. Накопления россиян и инвестиции ей необходимы, говорит Ирина Ясина.



Ирина Ясина: Денег-то много, но просто те деньги, которые бы инвестировали граждане через банковскую систему и так далее, они бы просто намного более позитивно отражались на росте экономики. А у нас ведь сейчас даже всякие эти паевые инвестиционные фонды и прочее, частные программы для хороших, важных и богатых, они, тем не менее, не дают процента больше, чем инфляция, которая, говорят, в этом году будет за 15 процентов. Где вы найдете такой процент в банке? Это просто немыслимо.



Ольга Вахоничева: В советские времена у россиян выбор, где хранить деньги, был невелик. Призывный лозунг доперестроечных времен «Храните деньги в сберегательной кассе» до сих пор помнят многие. Сегодня вариантов хранения и приумножения накопленных денег значительно больше. Поскольку инфляционные ожидания людей растут, в последние годы формы сбережений периодически меняются. Данные последнего опроса на эту тему, проведенного сотрудниками Левада–Центра, приводит социологов центра Наталья Бондаренко.



Наталья Бондаренко: Когда мы спрашивали, в какой форме, вы считаете, наиболее предпочтительно и безопасно хранить свои сбережения, накопления в принципе, наиболее предпочтительной формой называли вложение денег в недвижимость – где-то около 40 процентов. Около 25 процентов считают, что выгодно и безопасно хранить деньги на счету в Сбербанке, и около 10 процентов – в наличных деньгах. Еще гораздо реже пытаются хранить деньги в ценных бумагах, в акциях, облигациях и паях. Когда мы задавали вопрос, в какой же валюте, на ваш взгляд, наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения, то интересно, что за последние два года рубль сохраняет, безусловно, свои лидирующие позиции, но для тех, кто считает, что выгодно и безопасно хранить свои сбережения в рублях, несколько снизилась. Если в 2007 году около 50 процентов считали, что именно в отечественной валюте следует хранить сбережения, то сейчас уже около 40 процентов считают, что следует хранить в отечественной валюте.



Ольга Вахоничева: Но даже при падении доверия к доллару и повышенному интересу к евро, российский руль пока остается той валютой, хранить деньги в которой сегодня наиболее безопасно, считают экономисты. Вот как объясняет это Ирина Ясина.



Ирина Ясина: Рубль укрепляется, в отличие от доллара. Евро, в принципе, тоже достаточно стабильно, но, по крайней мере, укрепления курса такого явного, как с рублем, не происходит. Это опять же народ просто очень хорошо чувствует, что реально происходит. Проблема инфляции в значительной степени у нас, я в этом практически уверена, оттого, что люди тратят деньги, не имея возможности их сохранить.



Ольга Вахоничева: Россияне не уверены в завтрашнем дне – этот неутешительный результат показал еще один опрос, проведенный Национальным агентством финансовых исследований. Выяснилось, что россияне живут сегодняшним днем. И это тоже печальная тенденция, которая приведет к финансовой катастрофе, говорит Ирина Ясина.



Ирина Ясина: Вообще, наш народ, он предпочитает о завтрашнем дне не думать. Меня очень сильно радует, например, реакция моих ровесников, то есть людей в районе 45 лет, когда я у себя в «Живом журнале» написала о том год, по-моему, назад, что проценты по пенсионным деньгам, которые в ВЭБе находятся. Они не просто ниже инфляции, а ниже инфляции в три раза. Это означает, что у моего поколения пенсии не будет вообще. Вы что думаете, были комментарии? Никого не волнует. Это, на самом деле, очень неправильно, потому что именно сейчас надо спрашивать, а что с нами будет через 20 лет, когда мои ровесники будут выходить на пенсию. Будет катастрофа. Но просто сейчас ее нет, поэтому кажется, что все хорошо, вот такая нефтяная благодать у нас и так далее. А катастрофа будет, и от нее никуда не денешься. Просто никого не волнует.



Ольга Вахоничева: Таково мнение экономиста, сотрудника Института Егора Гайдара Ирины Ясиной.


XS
SM
MD
LG