Ссылки для упрощенного доступа

Перспективы евроатлантической интеграции Украины


Военные учения "Си Бриз-2008". Крым, июль 2008
Военные учения "Си Бриз-2008". Крым, июль 2008

Программу ведет Андрей Шарый.

Андрей Шарый: В Одессе, на Украине, сегодня торжественно открылись международные учения "Си Бриз-2008". Они проходят в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира", в них участвуют военнослужащие стран НАТО и его партнеров. Уже завтра начнутся конкретные боевые мероприятия этих учений. Акциями протеста встречают эти маневры противники вступления Украины в Североатлантический союз.

Подробнее об отношениях украинского общества и проблемах вступления страны в НАТО я беседовал с независимым киевским политическим экспертом Виктором Небоженко.

Я видел такой плакат: "Украина в НАТО, народ - в партизаны". Насколько, на ваш взгляд, соответствует действительности такого рода угроза.

Виктор Небоженко: В отличие от гордого русского народа, украинцы очень боятся насилия. Поэтому, как бы не была сложной ситуация здесь, я думаю, что украинцы и элита, и население, никогда не возьмутся за оружие. Вот это характерная черта. Это не боязнь. Слишком в истории пережили много. Поэтому говорить о партизанах... Года четыре назад силовики и наши спецслужбы поймали каких-то партизан, коммунистов, кстати, наверное, из этой серии, которую вы сейчас и читали лозунги, где-то там, в Черниговской области, с какими-то картами. Хохотала вся страна. СБУ очень сильно пострадала из-за того, что ей не поверили на слово, что кто-то может организовывать какое-то сопротивление.

Андрей Шарый: Украина уже почти два десятка лет независимое государство, уже больше 10 лет проводятся эти учения. Как меняется динамика отношений украинского общества к перспективе вступления Украины в НАТО или интеграции в евроатлантическое пространство?

Виктор Небоженко: Пока интеграционные процессы в НАТО не будут связаны с какими-то поблажками или послаблениями с Европой, с Евросоюзом, так все просто не сдвинется. Дело в том, что каждый год с Украины выезжает несколько миллионов человек работать и работают за границей. Около 5 миллионов в Европе и около 3 миллионов в России. Вот вам, грубо говоря, пропагандистское Евросоюз - НАТО. И вопрос НАТО в массовом сознании тесно связан с возможностью активно использовать преимущество Евросоюза. Это не самый главный вопрос, это не тот вопрос, который может вызвать майдан и антимайдан.

Андрей Шарый: Рассматривается ли вообще проблема отношений Украины и НАТО в Киеве, в других крупных городах, как что-то связанное с Россией, как некая демонстрация антирусской независимости или нет?

Виктор Небоженко: Нет. Конечно же, для городов - Харькова, Луганска, Днепропетровска, для населенных пунктов Крыма, конечно же, где очень активные в этих городах контакты с российскими бизнесменами и с российскими родственниками, прежде всего, конечно же, вопрос НАТО более актуализирован, потому что он ставится, прежде всего, российским населением и российскими СМИ. Он для них более актуализирован, потому что он актуализирован Россией. Но он не имеет внутренних каких-то украинских корней.

Андрей Шарый: На ваш взгляд, Украина приближается к НАТО или нет?

Виктор Небоженко: Конечно, постоянно. Это, скорее, вопрос элегантности решение. Это, скорее, вопрос времени и техники, но не вопрос принципа. Вы понимаете, у России масса способов было решить, если хотите, натовский или антинатовский вопрос, как угодно. Есть огромный стабилизационный фонд, есть вопрос о газе, есть вопрос нерешенный большого договора Украины с Россией, есть вопрос о едином экономическом пространстве, о каких-то поблажках Украине. Но это ничего не рассматривается. Вопрос НАТО рассматривается так, как будто он не связан с плохими украинско-российскими отношениями. Конечно, это не стимулирует ни украинскую элиту, ни украинское общество, вот и все. Они ее решают так, как решали всегда, то есть через угрозы, через шантаж. Тем более, я не думаю, что если и будет заключен договор между Украиной и НАТО и Украина вступит в НАТО, то это вызовет немедленные какие-то видимые, очевидные плюсы или минусы, то есть появятся какие-то полчища натовских военных или еще что-то. Я думаю, что после этого будет еще очень долго какой-то переходный период, потому что мы больше не готовы, чем НАТО.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG