Ссылки для упрощенного доступа

Верховный суд рассматривает иск КПРФ


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Марк Крутов: Сегодня в Верховном суде России продолжится процесс, на котором Компартия пытается добиться отмены результатов прошлогодних выборов в Госдуму. Некоторые эксперты предполагают, что сегодня же будет вынесено и само решение по этому делу. Ранее Верховный суд отказал в аналогичном иске партии "Союз правых сил", однако российские коммунисты не оставляют надежду на успех своего иска и при любом исходе дела готовы представить на рассмотрение Думы целую серию законопроектов, исправляющих недочеты в российском избирательном законодательстве.


Сейчас на прямой связи с нашей студией из Верховного суда России корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович. Добрый день, Данила.



Данила Гальперович: Добрый день.



Марк Крутов: Что происходит сегодня на рассмотрении иска КПРФ и действительно, какова вероятность, что уже сегодня будет решение?



Данила Гальперович: Вероятность такая есть. Можно сказать, что официально то, что сейчас происходит, называется прения сторон. Это когда стороны заявителя и стороны ответчика представляют свои аргументы в пользу или, соответственно, против смысла поданного иска. Надо сказать, что пока следуют выступления представителей Компартии, которая, как вы уже напомнили, добивается в целом отмены результатов выборов в Государственную думу, которые состоялись в прошлом году.


Последовательно выступали на процессе лидер Компартии Геннадий Зюганов, его заместитель Иван Мельников, юрист КПРФ, шеф юридической службы Вадим Соловьев, сейчас выступает один из основных адвокатов Компартии России Елена Лукьянова. Все эти выступления по-своему впечатляют. Совершенно очевидно, что выступление Геннадия Зюганова было политическим, в нем было очень много юридических мотивов. Например, совершенно четко было, что Геннадий Зюганов почти слово в слово сегодня в судебном заседании повторил свою речь, которую вчера он сказал на пресс-конференции, у некоторых журналистов даже возникло ощущение, что на нас он накануне тренировался. Он сказал, что режим, который сейчас есть в России, это основное зло, о том, что именно из-за действий этого режима школьники не знают про маршала Жукова и космонавта Гагарина, что предпринимателей, которые сотрудничают с КПРФ, преследуют. Он, естественно, попросил суд установить истину.


Иван Мельников был больше, скажем так, близок к сути процесса и гораздо менее оптимистичен. Он сказал: "Суд был с нами вежлив и только. Не были приглашены свидетели, не были приняты наши доказательства, не было получено ни одного внятного ответа". Невозможно приходить в суд, по словам Мельникова, с неубиваемыми аргументами и спорить с теми, кто просто стоит с фигой в кармане. Но, по словам Мельникова, заявляющая сторона все равно победит в этом процессе хотя бы по-человечески.


Юрист партии Вадим Соловьев перечислил все изменения в избирательном законодательстве, которые были внесены во времена Владимира Путина, даже, надо сказать, достаточно положительно отозвался о временах Бориса Ельцина в этом смысле. Потому что, по его словам, в то время милиция, еще воспитанная на советских правилах, вовремя выявляла правонарушения, а независимые масс-медиа помогали фиксировать то, что происходит вообще в стране, и не было повально пропагандистской кампании.


Пока мы ждем здесь ответов представителей Центральной избирательной комиссии. Очень яркое выступление сейчас Елены Лукьяновой, которая говорит, что все это не в сфере гражданского, а в сфере публично-правовых отношений, поэтому непринятые доказательства вообще не могут быть. Так или иначе, процесс продолжается.



Марк Крутов: Данила, вкратце, вы следили за аналогичным иском партии "Союз правых сил", который здесь же, в Верховном суде, рассматривался и он, как мы знаем, был отклонен. Какие-то параллели можно провести? Чем отличается иск коммунистов и есть у них шансы, что хотя бы один из пунктов иска, который они требуют признать незаконным, все-таки будет удовлетворен?



Данила Гальперович: Можно сказать, что разница есть существенная, потому что СПС говорила фактически о том, что ее партию лишили возможности конкурировать на выборах. КПРФ говорит вообще обо всех нарушениях, вообще об избирательной атмосфере, и у них больший, что называется, вал доказательств. Другое дело, что этот вал доказательств не был судом пока принят во внимание. Простой пример из 90-х: из свидетелей, которых попросили допросить КПРФ, был допрошен один.



Марк Крутов: Спасибо, Данила.



XS
SM
MD
LG