Ссылки для упрощенного доступа

Россия и территориальная целостность Азербайджана. Взгляд из Еревана


Ирина Лагунина: Южнокавказские эксперты подробно комментируют первый визит президента России Дмитрия Медведева в регион. Заявления президента России о территориальной поддержке Азербайджана, об углеводородных и транспортных проектах в этой стране, вызвали интерес не только в Баку. Не менее внимательно за выступлениями Медведева следили и в Ереване. Здесь считают, что, несмотря на явное сближение Москвы и Баку, российское руководство не намерено отказываться от стратегического партнёрства с Арменией. С экспертами беседовал наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов: Недавний визит президента России Дмитрия Медведева в Азербайджан породил многочисленные дискуссии между южнокавказскими и экспертами. Особое внимание к визиту проявили в соседней Армении. Местные эксперты подмечали даже детали. Говорит руководитель ереванского центра "Глобализация и региональное сотрудничество" политологСтепан Григорян.



Степан Григорян: Россия подписала с Азербайджаном декларацию о намерениях. Конечно, это нормально, когда между двумя государствами идет активное сотрудничество. С другой стороны, с делегацией Армении несколькими днями раньше была подписано лишь заявление. Почему с нами лишь на уровне заявления ограничились президенты России и Армении, а в случае с Азербайджаном российский президент подписал уже документ более высокого уровня. Такие вопросы возникают. Хотя не думаю, что Россия пойдет на нарушение паритета в регионе, потому что роль России, безусловно, значительна в регионе и будет всегда значительна. И мне не кажется, что Россия хотела, нарушив паритет, потерять одного из двух партнеров. Тем более, что роль Азербайджана, надо признать, в региональном контексте очень растет. Азербайджан сейчас пытается играть не только на факторе нефти и газа, Азербайджан пытается так же стать транзитной страной. Поэтому в этом контексте для России Азербайджан безусловно значительную роль играет, Россия вполне объективно усиливает свою работу в направлении Азербайджана. Но у нас, хочу предупредить, в обществе дискурс очень активно идет.



Олег Кусов: Визит Дмитрия Медведева в Азербайджан продиктован прежде всего геополитическими интересами России, убеждён глава исследовательского центра «Восток-Запад» Арастун Оруджлу.



Арастун Оруджлу: В принципе, если с Арменией и с Грузией все ясно, я имею в виду внешнеполитические приоритеты, то не все ясно тут с Азербайджаном, который, без преувеличения, является очень важным государством и в экономическом, и в политическом плане для региона. А так как интерес к региону растет шаг за шагом и этот процесс идет довольно стремительно, естественно Россия не хочет потерять Азербайджан в качестве важного партнера в регионе. Я не думаю, что это связано либо с карабахским вопросом или, как это преподносится наиболее часто, вопрос о продаже азербайджанского газа «Газпрому». Я думаю, что это, конечно, вопросы скорее всего второстепенные, а наиболее важные вопросы, которые вынудили господина Медведева совершить визит в Баку – это прежде всего геополитические вопросы. Та ситуация, которая складывается на Южном Кавказе, она примерно выглядит таким образом, что Запад и Европа уже имеют партнеров на Южном Кавказе и они тоже проявляют особый интерес к Азербайджану. И Россия пытается опередить этот процесс и превратить Азербайджан в своего важного партнера в регионе.



Олег Кусов: Азербайджан стал первой южнокавказской страной, которую посетил президент России Дмитрий Медведев. Но незадолго до поездки в Кремле принимали президента Армении Сержа Саркисяна. На это обстоятельство обращает внимание политолог Степан Григорян.



Степан Григорян: Есть такой стереотип, что мы единственный надежный партнер России в регионе, поэтому, когда работают с другими партнерами, у нас так ревностно к этому относятся в политической элите и в обществе. Я бы связал этот визит так же и с визитом Сержа Саркисяна, новоизбранного президента Армении в Москву. Это тоже был официальный визит за несколько дней до визита господина Медведева в Баку. Мне кажется, российская сторона, понимая важность партнерства с Арменией, как бы не хотела нарушить паритет, поэтому визиту в Баку господина Медведева предшествовал визит президента Армении в Москву.



Олег Кусов: В Армении особое внимание обратили на позицию президента России Дмитрия Медведева в отношении территориальной целостности Азербайджана. В декларации о дружбе и стратегическом партнёрстве между Москвой и Баку отмечается "важность скорейшего урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе общепризнанных норм и принципов международного права, и, прежде всего, соблюдения и обеспечения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств". Говорит политолог Степан Григорян.



Степан Григорян: Президент России сказал, что вопрос Карабаха должен решаться в рамках территориальной целостности. Безусловно, с учетом того, что Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, это вызвало активную реакцию в Армении. Потому что вы знаете, что в рамках Минской группы ОБСЕ такой процесс политический и он не исключает любые варианты, включая получение Карабахом в какой-то перспективе независимости. Поэтому такое заявление российского президента, который, с моей точки зрения, как эксперта, совершенно нормальное. Оно, конечно, у нас в обществе и в политической элите дискуссии вызвало, которые связаны с тем, что, по всей видимости, армянские власти не так активно работают с Россией, поэтому российский президент такое заявление сделал.



Олег Кусов: Встретившись в Москве с президентом Армении, а через несколько дней в Баку – с президентом Азербайджана, российский руководитель показал, что отношение в Кремле к этим странам иное, чем к Грузии, полагает эксперт Фонда стратегических и международных исследований Арчил Гегешидзе.



Арчил Гегешидзе: Отношения с Россией всем известны. Вот эти тесные стратегические отношения с Азербайджаном, эти отношения не в такой степени институционализированы. Поэтому визит президента компенсирует это и таким образом Россия хочет всем показать и в регионе, и вне региона, что Армения, Азербайджан, в отличие от Грузии. На более хорошем счету. В принципе этим можно объяснить в целом и в первую очередь значимость этого визита с российской точки зрения.



Олег Кусов: Говорить о том, что Москва меняет приоритеты на Южном Кавказе в пользу Баку, ещё рано, убеждён политолог Арастун Оруджлу.



Арастун Оруджлу: В Армении сегодня власть, которая является однозначно пророссийской, она имеет очень хрупкие социальные основы. И Россия, конечно, не будет открыто поддерживать власть Саркисяна. Тем более, что однозначная поддержка этой власти может испортить отношения России не просто с властями Армении, а с армянами, которые всегда являлись очень близким партнером России в регионе. Естественно, поэтому Россия аккуратно обходит вопрос сотрудничества с Арменией на этом этапе. Россия пока ждет того, чтобы ситуация в Армении прояснилась. Если кризис, сложившийся в Армении, закончится в пользу оппозиции сегодняшней, я имею в виду оппозиционную силу во главе которой стоит Тер-Петросян, естественно Россия, думаю, найдет быстро язык с Тер-Петросяном. Основная опора России в Армении – это не власти. Это прежде всего подавляющее большинство населения в Армении. К событиям в Армении хладнокровнее всех относится Россия. Потому что она знает: кто бы ни пришел к власти, будет близок России. Поэтому Россия хладнокровно относится к тому, какая будет реакция в Армении, в основном ориентируясь на то, чтобы привлечь на свою сторону Азербайджан.



Олег Кусов: В отношении Южного Кавказа Дмитрий Медведев лишь реализует стратегию, выработанную его предшественником – Владимиром Путиным, это значит, что политика Москвы в регионе не претерпит изменений, полагает эксперт информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Александр Караваев.



Александр Караваев: От Медведева в принципе ни в Баку, ни здесь в Москве медведевский визит не закладывали слишком глубоких смыслов с точки зрения развития какого-то нового стратегического этапа отношений. Поэтому тот документ, который был ими подписан, декларация о стратегическом партнерстве, по сути дела ничем не отличается от подобного документа, который был подписан в Москве в феврале 2004 года. Была подписана такая же декларация, в которой присутствовали слова о стратегическом партнерстве. Поэтому я думаю, что никаких новых движений в плане российской политики на Южном Кавказе в ближайшие несколько лет, пока Медведев будет разворачивать внешнюю политику России, может быть по новым правилам, по новым рельсам, мы результатов никаких новых видеть не будем, потому стратегия остается прежней.



Олег Кусов: В Ереване обратили внимание на транспортные проекты Москвы в регионе. Говорит политолог Степан Григорян.



Степан Григорян: Россия планирует серьезные программы, проекты, в частности, проект Север – Юг, железнодорожную линию с Азербайджаном. Конечно, здесь так же возникают какие-то вопросы и у армянской стороны тоже. Если активно такое сотрудничество идут с Азербайджаном, тогда где же наше место, не уходят ли на второй план проблемы Армении в этом контексте.



Олег Кусов: В Ереване понимают, что если Россия проложит железнодорожный маршрут в Иран через Азербайджан, то вопрос о возобновлении железнодорожного сообщения между Москвой и Тегераном через Армению может быть отложен в долгий ящик. А это значит, что Армения по-прежнему не сможет наладить железнодорожное сообщение с Россией, фактически продолжая оставаться в блокаде. Говорит политолог Степан Григорян.



Степан Григорян: Понятно, что если эти проекты есть с Россией, железная дорога, например, абхазская через Армению, выходить в Иран и так далее. Понятно, при таком тяжелом состоянии дел в грузино-российских отношениях, ясно эти проекты, актуальность их ослабевает. В тех проектах, которые делают Север-Юг Россия, Азербайджан и Иран с выходом дальнейшим в сторону Пакистана и Индии, в этом проекте можно зацепить Армению. Армения – Иран, например, железная дорога из Армении в Иран, соединение ее с железной дорогой Север-Юг. Но это тоже планы, трудно сказать, будет ли Азербайджан согласен, что к этой ветке Север-Юг, где Азербайджан, Россия и Иран, чтобы подключилась в какой-то степени Армения через территорию Ирана. Это трудно сказать, насколько сегодня может быть реально и насколько реализуемо. Потому что ветка Армения – Иран, железная дорога, достаточно дорогостоящее удовольствие. Хотя это так же обсуждается.



Олег Кусов: Москва предлагает стратегическое партнёрство Баку, несмотря на его прозападный курс. Слово политологу Арчилу Гегешидзе.



Арчил Гегешидзе: Прозападный курс Азербайджана не так явно выделяется, не так явно замечен и поэтому не подвергается такой острой критике со стороны России, кроме редких прозападных заявлений, практических шагов Азербайджан не делает ни в сторону НАТО, ни в сторону интеграции с Евросоюзом или критические заявления в сторону российской политики. То есть такого четкого не наблюдается крена, который мог бы раздражать Россию. На фоне Грузии это не видно. Поэтому реакции России на редкие прозападные действия и заявления, резкой реакции нет.



Олег Кусов: Говорил эксперт Фонда стратегических и международных исследований Арчил Гегешидзе.


Южнокавказские политики и политологи отмечают, что в ходе своего визита в Баку президент России пытался решить две задачи: противодействовать расширению НАТО на Южный Кавказ и продвинуть российские энергетические проекты. По мнению политиков и политологов, однозначных ответов российская официальная делегация так и не получила.


XS
SM
MD
LG