Ссылки для упрощенного доступа

Рисунки из тюрьмы. Открылась выставка Натальи Черновой


Наталья Чернова. «Триптих Партизаны. Часть 1. Муравьи атакуют»
Наталья Чернова. «Триптих Партизаны. Часть 1. Муравьи атакуют»

Открытие в московской галерее «С.АРТ» выставки работ политической активистки Натальи Черновой «Женские истории. Рисунки из тюрьмы» сопровождалось политической акцией. Неизвестные разбросали у входа на выставку оскорбительного содержания листовки. Товарищи Черновой из среды «лимоновцев» — а Эдуард Лимонов выступал на открытии выставки — называют случившееся политической провокацией.


Первая выставка работ Черновой «Тюрьма, безумие, равенство и справедливость» должна была состояться в Пскове минувшей весной. Однако ее проведению тогда помешали сотрудники милиции, заблокировавшие помещение. В конце концов, выставка не состоялась якобы по техническим причинам. «Была устроена очередная провокация, — говорит пресс-секретарь запрещенной Национал-большевистской партии Александр Аверин. — Очевидно, то ли сторонники организации "Наши", то ли других околокремлевских молодежных организаций — бросали антилимоновские листовки. Довольно это трусливо было с их стороны, потому что мы даже сначала не поняли, что произошло, они кинули листовки и убежали. Выставка пользовалась успехом, было некоторое количество прессы».


Все работы Черновой, представленные на экспозиции, написаны в Можайской женской колонии. Активный член запрещенной Национал-большевистской партии, Наталья Чернова отсидела три года по так называемому делу «декабристов». Она была осуждена за захват помещения администрации президента России в конце 2004 года.


«Концепция этой выставки была задумана, когда я еще сидела в тюрьме по обвинению в массовых беспорядках, — говорит Наталья Чернова. — Примерно три с половиной года назад все это случилось. Сев в тюрьму, я вдруг обнаружила, что люди, которые находятся вокруг меня (женщины и другие арестованные), они совершенно не похожи на образ заключенных, который имеется в массовом сознании. Тогда я решила, что этот образ надо донести, какой он на самом деле, какие там на самом деле женщины. Абсолютно обычные человеческие женщины, иногда очень интеллигентные. Тогда я, не имея никаких других средств под рукой, стала их всех рисовать, портреты. Записала историю каждой из них. И вот, соответственно, полгода как я вышла из тюрьмы, наконец-то, мне удалось провести эту выставку».


Обозреватель Радио Свобода, писатель Кирилл Кобрин говорит о народовольческих традициях тюремного творчества в России: «Тюрьма — такой же архитипический сюжет русской жизни, как воля или дорога, где жизнь там и литература, и искусство. Из сочинений, написанных русскими авторами, в неволе и о неволе можно составить целую библиотеку, вплоть до прямо связанного с сегодняшней выставкой Эдуарда Лимонова. Конечно, унижение человеческого достоинства не стоит никаких шедевров словесности или живописи. Однако жизнь в России такова, что сколь не зарекаешься от сумы, да от тюрьмы, всегда есть шанс оказаться в беде. Вот эта судьба оттиснута в различных книгах, написанных по ту и эту сторону русской тюрьмы. Тут и житие протопопа Аввакума, и записки из "Мертвого дома", и сочиненный прямо в Петропаловке роман "Что делать?", и Солженицын, и Шаламов, и Абрам Терц.


С изобразительным искусством в тюрьмах и лагерях сложнее. Для него нужны бумага, карандаши, краски, холсты и прочие технические приспособления. Потому в русском тюремно-лагерном искусстве преобладает жанр попроще — рисунки. Тут и потрясающие работы Бориса Петровича Свешникова "Сталинские лагеря", и наброски неволи уже брежневской Леонида Ламма, и острый карандаш известного карикатуриста Сысоева. Так что, у Натальи Черновой сильные предшественники.


Одно плохо — архитип так остается архитипом. Тюрьма в России так и остается тюрьмой, куда попадают разные люди за разные поступки, в том числе и за гражданские. Значит, линия Достоевского-Свешникова остается актуальной. В этом главный не художественный вывод выставки "Женские истории. Рисунки из тюрьмы"».


XS
SM
MD
LG