Ссылки для упрощенного доступа

Доклад правозащитной организации «Международная амнистия» о положении в Тибете


Ирина Лагунина: Тибетский комитет Австралии подготовил дорожные наборы для спортсменов и болельщиков, которые собираются ехать на Олимпийские игры в Китай. Наборы включают в себя майки зеленых и золотых национальных цветов Австралии с надписями «Я поддерживаю права человека» - на китайском и на английском языках, а также наклейки, значки и временные татуировки с флагом Тибета. Олимпийский комитет Австралии, правда, не советует брать с собой эти материалы, поскольку в соответствии с законами Китая, ввоз их в страну запрещен. Олимпийские игры, несомненно, привлекли внимание мира к положению народа Тибета в Китае. А правозащитные организации представили анализ того, что происходит в этой части КНР. Я передаю микрофон Людмиле Алексеевой.



Людмила Алексеева: Известная правозащитная организация «Международная амнистия» недавно выпустила доклад о ситуации с правами человека в Тибете. Об этом докладе и о событиях, обусловивших его появление, вам расскажет серегй Анатольевич Никитин, глава представительства «Международной амнистии» в России.



Сергей Никитин: Доклад выпущен международным секретариатом. Доклад не очень большой, в нем порядка 10 страниц и название такое: «Народная Китайская республика – Тибет. Допуск закрыт». В этом докладе говорится о той ситуации, которая сложилась после известных событий, случившихся 10 марта этого года, когда в Тибете произошли беспорядки, когда люди вышли на улицы и протестовали против ситуации, которая имеется в этой части Китайской народной республики. В частности, в нашем докладе рассказывается о том, что произошло после 10 марта. «Международная амнистия» заявляет о том, что на тот момент, когда этот доклад писался, порядка тысячи человек, которые были задержаны и не выпущены из застенков в Тибете, судьба их была неизвестна. Мы выражали серьезную обеспокоенность в связи с этим, потому что ни родственники, ни юристы, ни адвокаты, абсолютно никто не знал, что происходит с этими людьми.



Людмила Алексеева: Я знаю, что в этом принимали участие тибетские монахи. Они же вроде бы люди, не признающие насилие, они, тем не менее, в этом участвовали?



Сергей Никитин: Тибетские монахи принимали участие. Там, по-моему, на третий день после того, как случились эти события, духовный лидер Тибета Далай-лама призвал воздержаться от насильственных действий и его призыв возымел какое-то влияние на людей. Я сейчас не готов сказать, участвовали ли монахи собственно в насильственных деяниях, во всех этих беспорядках принимали участие не только монахи, но жители Тибета. Их ненависть, неприязнь была направлена к гражданам китайского происхождения, то, что называется китайцы хань и протестующие громили магазины, которые, по их мнению, принадлежали китайцам хань. Надо сказать, что такова политика Китайской народной республики, китайцы, которые отличаются от тибетцев, они приезжают в большом количестве в Тибет и там проживают, тем самым вызывая недовольство среди жителей Тибета, коренных жителей.



Людмила Алексеева: Это примерно то же самое, что было в России по отношению к прибалтийским республикам, когда они входили в состав Советского Союза.



Сергей Никитин: Да, ситуация похожа, схема, довольно часто используемая во многих странах. Ознаменовав таким образом печальную годовщину восстания, которое было в 50 годы, тибетцы высказали свое недовольство существующим порядком. Потому что на протяжение всех тех лет, когда существует Тибет как часть Китайской народной республики, существует большое число недовольных этой ситуацией. Число жителей Тибета варьируется от того, что мы называем Тибетом, более двух миллионов проживают на этой территории Тибетской автономной области, в то время как сами тибетцы считают, что исконная территория Тибета гораздо шире нынешних границ, и таким образом они считают, что население такого Тибета составляет до 6 миллионов. Более чем 100 тысяч тибетцев проживают в изгнании и даже существует правительство Тибета в изгнании.



Людмила Алексеева: И Далай-лама в изгнании?



Сергей Никитин: Далай-лама тоже находится в изгнании, он проживает, как и правительство в изгнании на территории Индии. Существует несколько пониманий того, каким образом должна быть разрешена проблема Тибета. Есть видение Китайской народной республики, есть видение тибетского правительства в изгнании и есть видение боле таких радикальных сторонников того, что Тибет должен быть независимым государством, не входящим в состав Китая. «Международная амнистия» не имеет никакой политической позиции, мы не являемся политической организацией. Поэтому здесь важно подчеркнуть тот факт, что основная наша забота – это ситуация с правами человека в той или иной стране.



Людмила Алексеева: Были ли события 10 марта как-то связаны с предстоящей в Китае олимпиадой?



Сергей Никитин: Сложно сказать. Число 10 марта было выбрано как годовщина восстания. В то же время известно, что в этом году в Китае будут проходить олимпийские игры и можно легко допустить, что жители Тибета, протестующие против настоящей ситуации, хотели привлечь внимание мировой общественности к этой наболевшей проблеме, к тому, как нарушаются права человека в этой стране и к тому, что страна является зависимой от Китая, оккупированной Китаем, как они считают. Доклад наш, кстати говоря, был приурочен к тому дню, когда олимпийский огонь должен был проходить через столицу Тибета Лхаса. И в докладе помимо того мы говорим о том, какие права человека нарушены, какие безобразия творятся в Тибете, мы так же выдвигаем рекомендации правительству Китайской народной республики и одно из предложений, которое исходило от «Международной амнистии» – это разрешить доступ независимых экспертов на территорию Тибета для того, чтобы увидеть, что же на самом деле происходит, сколько людей находятся в тюрьмах, каковы условия их содержания. Разрешить независимым журналистам посетить Лхасу и Тибет и свободно брать интервью и описывать ситуацию о том, что происходит в этом городе и в этой части Китайской народной республики. Огонь действительно прошел в Лхасе. Планировалось изначально, что на территории Тибета он будет находиться в течение трех дней, однако сославшись на ситуацию в провинции Сычуань, где произошло землетрясение, китайские власти сократили срок пребывания олимпийского огня до одного дня. В этот день порядка 30 журналистов, в том числе из таких корпораций как ВВС, были допущены в Лхасу, однако там они находились под довольно жестким контролем, им мало что удалось увидеть. Однако на требования «Международной амнистии» и всей мировой общественности рассказать, что происходит с этой тысячью человек, которые находились в заточении, и выпустить их, буквально на следующий день, когда вышел доклад, 1057 человек было выпущено китайскими властями в Тибете.



Людмила Алексеева: То есть непосредственный отклик на доклад «Международной амнистии» имел место?



Сергей Никитин: Я думаю, что да. И здесь следует, наверное, сказать о роли олимпийских игр, которые будут проходить в Китае. Существует несколько мнений относительно того, каким образом общественность должна относиться к этим играм. Есть призывы к тому, что должны бойкотировать их. «Международная амнистия» не считает, что мы должны бойкотировать, олимпийские игры должны быть еще одним способом донесения до китайского правительства того, что права человека являются ценностью во всем мире, независимо от того, о какой стране мы говорим. Олимпийские игры, внимание мировой общественности являются хорошей возможностью для китайских властей показать то, что они прислушиваются к мнению международной общественности, что они уважают права человека. Мы являемся свидетелями того, что изменения происходит. Например, землетрясение в Сычуани, в старые времена, я думаю, что китайские власти вряд ли бы дозволили такое внимание мировой общественности, возможности так близко смотреть на то, что происходит в этих местах. Однако ситуация в Сычуани была под пристальным вниманием всего мира поступала помощь туда.



Людмила Алексеева: По-моему, было очень разумно опубликовать доклад о положении в Тибете перед самым прибытием олимпийского огня в Лхасу. Ведь это событие отслеживается во всем мире, во всем мире о нем сообщают все средства массовой информации. Таким образом, доклад «Международной амнистии» о Тибете привлек внимание всего мира к судьбе участников волнений 10 марта. И это помогло освобождению более тысячи человек. Правозащитникам во всем мире следует учиться на этом примере, использовать международную конъюнктуру для оздоровления ситуации с правами человека во всех странах современного мира.


XS
SM
MD
LG