Ссылки для упрощенного доступа

В Томске началось расселение аварийных домов


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Томске Мелани Бачина.



Михаил Саленков: Впервые за последние 20 лет в Томске началось расселение аварийных домов. Новый социальный дом построен по заказу администрации города. В него переедут 80 семей, расселить которых мэрию обязал суд. Но еще тысячи людей в Томске – погорельцы, жители ветхих и аварийных домов - продолжают ждать своей очереди на расселение. Местные власти уверяют, что по новой программе администрации вопрос расселения аварийного жилья сдвинется с мертвой точки.



Мелани Бачина: Новый девятиэтажный дом в микрорайоне Солнечный – особая гордость томских властей. Это первый дом, построенный на муниципальные деньги, за последние 20 лет. 80 квартир предназначены для жителей аварийных домов. Люди получат квартиры бесплатно с правом приватизации. Правда, пока в социальный дом переселяют лишь те семьи, расселить которых администрацию обязал суд. Говорит заместитель мэра Томска Евгений Паршуто...



Евгений Паршуто: У нас 800 квартир - сейчас уже потребность, то есть примерно 80 - это 10 процентом мы закрыли. Это рывок достаточно серьезный. А сейчас мы пытаемся механизм запустить... Мы здесь заселяем людей по решению суда. То есть это уже крайняя степень недовольства людей создавшимися проблемами.



Мелани Бачина: Расселять жителей аварийных домов в новое жилье – это ноу-хау, говорят власти Томска. Схема, по которой намерены власти работать, дальше выглядит так: мэрия расселяет ветхие и аварийные дома в центре Томска, землю продает с торгов, а на эти деньги строит социальное жилье.



Евгений Паршуто: Даже в начале 80-х такого не было.



Мелани Бачина: Вы имеете в виду - в Томске? Потому что в других регионах уже тоже есть примеры...



Евгений Паршуто: Я имею в виду именно Томск, историю развития, выселения из бараков, историю нашей проблемы - ветхого, аварийного жилья.



Мелани Бачина: А почему тормозила до этого так долго... и проблема была настолько актуальна, что люди даже на пикеты, на митинги выходили?



Евгений Паршуто: Средств было ежегодно очень мало, ну, 25-30 миллионов рублей, и эти деньги направляли на вторичный рынок. То есть покупка производилась по рыночной цене, тем самым стоимость квартир была очень большая, и деньги вот эти муниципальные, федеральные расходовались крайней неэффективно.



Мелани Бачина: Исполняющий обязанности мэра Томска объясняет: городская власть намеренно отменила все землеотводы в центре города. Получить участок под строительство теперь можно только на открытом аукционе.



Николай Николайчук: Должны землю в центре города продавать с торгов дорого. Поэтому отменено предварительное согласование сегодня в городе Томске. Я не знаю, в других городах это сделано... а у нас полностью отменено. Только торги. Мы будем продавать землю в центре города для того, чтобы строить муниципальные дома и расселять тех, кто живет в аварийном жилом фонде.



Мелани Бачина: Первый социальный дом обошелся городскому бюджету в 117 миллионов рублей. Это не дорого, говорят чиновники. Цена квадратного метра в социальном доме оказалась самой низкой в Сибири. На официальной церемонии сдачи дома директор строительной компании ТДСК Александр Шпетер объяснил, почему построил для мэрии такое дешевое жилье...



Александр Шпетер: Себестоимость здесь значительно ниже всех остальных строек в городе. Это связано с тем, что администрация предоставила участок земли практически без сноса, с очень короткими коммуникациями, нам не пришлось платить за землю, за снос. И стоимость квадратного метра здесь невысокая относительно - 27 тысяч рублей.



Мелани Бачина: Первые новоселы заедут в первый томский социальный дом уже через несколько дней. Любовь Шохрина пришла посмотреть свою будущую квартиру. Дому, где раньше жила Любовь Викторовна, уже больше ста лет. Прежние условия жизни женщина вспоминает с ужасом.



Любовь Шохрина: Дом же старый, начал рушиться, проводка в аварийном состоянии, канализация. В последнее время получается, что мы каждую неделю, в неделю два раза вызываем "аварийку", чтобы нам это все прочистить, потому что запах невыносимый. Крысы появились. Полы стали расходиться, окна не закрываться. Форточки, получается, у нас практически вообще не закрывались, потому что... представляете, дом сто лет простоял.



Мелани Бачина: А сейчас квартиру видели?



Любовь Шохрина: Видели. Прекрасная квартира, все нас устраивает после тех условий, в которых мы жили.



Мелани Бачина: Наталья Гришина будет жить по соседству. Ей дали двухкомнатную квартиру - 66 квадратных метров. Это даже больше, чем было у Натальи в старом доме.



Наталья Гришина: Я даже не знаю, как вам сказать, какие у нас чувства, но мы очень рады, довольны, мы счастливы!



Мелани Бачина: Глава Октябрьского района Дмитрий Мальцев, в ведение которого поступит социальный дом, замечает: проблемой расселения ветхого и аварийного жилья слишком долго не занимались вообще. Поэтому нужна комплексная программа с постоянным финансированием из федерального центра.



Дмитрий Мальцев: Остро стоит проблема, потому что непосредственно район занимается расселением из ветхого, аварийного фонда. Мы в год расселяем 3-4 квартиры, а стоят 3600 человек сегодня на очереди. То есть реально за всю жизнь можно не дождаться квартиры, это нуждающиеся в жилье… Конечно, вот такая программа была бы, причем с финансированием не только из городского бюджета, может быть, и областного, и бюджета федерального… Сделать нормальную программу, чтобы люди конкретно знали - там, через пять лет, но они получат жилье.



Мелани Бачина: Первый муниципальный дом был построен в Томске за 11 месяцев, включая процесс оформления документов. На строительство других социальных домов администрация города объявит конкурс. В 2009 году должно быть построено еще четыре муниципальных дома. Власти Томска рассчитывают, что их проект по расселению аварийного жилья поддержит федерация и выделит на него деньги из фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства.


XS
SM
MD
LG