Ссылки для упрощенного доступа

Главе корпорации ТНК-ВР британцу Роберту Дадли разрешили остаться в России до 29 июля


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Александр Гостев : Главе компании ТНК-ВР британскому подданному Роберту Дадли продлена российская виза. Об этом сообщила Федеральная миграционная служба России. По словам представителей ведомства, виза продлена для того, чтобы глава ТНК-ВР смог уладить проблемы внутри корпорации. Подробности в материале Данилы Гальперовича.



Данила Гальперович : Тем, кто подумал, что Российское государство, продлив визу Роберту Дадли, решило уравнять шансы спорщиков в этом деле, не стоит торопиться с выводами. Визу главному управляющему директору ТНК-ВР продлили всего лишь на десять дней - до 29 июля, для того, чтобы Роберт Дадли подтвердил - его трудовой договор действителен, и он имеет право на работу, а значит, и на визу в России. С одной стороны, как бы жест доброй воли, вот и ФМС говорит, что пошла навстречу Дадли. С другой стороны - непонятно, хватит ли десяти суток, с учетом того, что стороны конфликта в ТНК-ВР в своем противостоянии уже, по словам самого главы компании, разошлись по разным полюсам. Критики Роберта Дадли упрекают его, что британская часть ТНК-ВР попыталась использовать премьера своей страны Гордона Брауна, то есть госчиновника, для решения бизнес-спора. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что присутствие российской власти в этом конфликте было очевидным еще до появления претензий российских акционеров.



Евгений Ясин : На самом деле история с ТНК-ВР началась по инициативе властей. Хотя без большого напора, но, в общем, была попытка осуществления стратегии, которая провозглашена была давно и имела целью - удаление иностранных компаний из сферы эксплуатации стратегических природных богатств. И хотя ВР была единственная компания, которая имела крупные интересы в этой сфере, тем не менее, такое ощущение, что она тоже мешала. Затем отключились инвесторы этой компании российского происхождения - "Альфа", "Ренова". И они, по их же словам, тоже испытывают определенное неудовлетворение в связи с политикой, которую в ТНК-ВР проводят британцы. В частности, отмечая то, что им была бы интересна экспансия на зарубежные рынки, подобно тому, как это делает "Газпром", скажем, но ВР в этом не заинтересована. Ему это не нужно, потому что British Petroleum сам работает во многих местах мира и имеет конкурента с вашими капиталами. Ему не резон. Это единственное разумное основание, которое, я понимаю, является причиной разногласий между двумя сторонами.



Данила Гальперович : ТНК-ВР строили кропотливо. И сейчас в этой компании работают 65 тысяч человек. Перерабатывает ТНК-ВР более 600 тысяч баррелей нефти в сутки, а добывает в три раза больше. Одних заправок у ТНК-ВР более полутора тысяч, и политолог Дмитрий Орешкин убежден - чиновники при Путине и Медведеве также хотят отнять плоды чужого труда, как этого хотели чиновники при Сталине.



Дмитрий Орешкин : К сожалению, это все очень сильно напоминает сталинскую историю с так называемыми концессиями "Лена Голдфилд", когда на внутренних разговорах членов Политбюро, собственно, и не скрывалось, что мы позволим иностранцам построить там обогатительную золотодобывающую фабрику, а потом их немедленно вытурим, а фабрику приватизируют. Так, собственно, оно и произошло. Таким образом, этот довольно горький, довольно очевидный, довольно простой урок был западным сообществом усвоен очень прочно. Советский Союз получил золотоносную фабрику, а рейтинг доверия к инвестициям в Советский Союз упал до практически нулевого уровня. И многим это нравилось.



Данила Гальперович : Евгений Ясин также убежден, что, в конце концов, если британцы потеряют терпение и сдадутся, Российское государство пересмотрит свои заявления о том, что у него нет интереса к покупке большого куска ТНК-ВР.



Евгений Ясин : Российские акционеры рады услужить властям, с одной стороны, с другой стороны, действительно, им интересно присутствовать на мировых рынках в отличие от ВР. Безусловно, на мой взгляд, присутствие здесь государства, несмотря на заявления господина Медведева о том, что государство не будет вмешиваться, вообще, не имеет интересов в этом отношении. Но, я думаю, что если ВР заявил о том, что ему все надоело и готова уйти, продать свой пакет полностью или частично кому-то, то, наверное, все-таки "Газпром" проявил бы интерес к такого рода покупке.



Данила Гальперович : Но сговор бизнеса и власти развращает не только бизнес и власть. По словам Дмитрия Орешкина, коррумпируются основы всего общества.



Дмитрий Орешкин : Самая главная черта этого стиля выстраивания политических и экономических отношений заключается в том, что формируется извращенная бизнес-этика. Вот все можно, все разрешимо и наоборот - то хорошо, что хорошо российским бюрократам сейчас. Если они говорят, что делай так - делай так и все будет правильно. Это сопровождается деградацией или профанацией системы ценностей на внутрироссийской арене, то есть теряется то, что несколько пафосно называют капиталом доверия. А это очень важная вещь, потому что если ты не веришь в эту экономику, если ты не веришь в эту политическую систему, ты, естественно, стараешься в нее не инвестировать. И это разлагает и наше бизнес-сообщество, и наше политическое сообщество. Потому что появляются такие довольно мерзкие манеры разговора, когда крупные люди говорят друг другу, глядя прямо в глаза, - ну, это же спор хозяйствующих субъектов. А потом как бы друг другу слегка подмигивают, когда не видят рядышком телевизионные камеры. Вот эта стилистика усваивается не только на уровне высшего политического руководства и крупного бизнеса, эта стилистика проходит и вниз и, собственно говоря, очень широко распространяется по стране. Люди живут в атмосфере разрешенного, одобренного и общепринятого кидалова. А коли так, то будущее нашей страны сужается. Будущее становится замкнутым на узкий круг конкретных людей, от которых, собственно, зависит - вот этого кинуть, а вот этого не кидать, а, наоборот, позволить ему работать.



Данила Гальперович : Дмитрий Орешкин убежден, что страна, где люди не верят ни во власть, ни в возможность ее поменять, постепенно продвигается к застою, который может обернуться взрывом.



XS
SM
MD
LG