Ссылки для упрощенного доступа

Адвокат Николая Балуева будет добиваться освобождения подзащитного до суда для лечения


Акция национал-большевиков (партии, запрещенной в России) в поддержку Эдуарда Лимонова. Июнь 2008
Акция национал-большевиков (партии, запрещенной в России) в поддержку Эдуарда Лимонова. Июнь 2008

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский .

Андрей Шарый : Активист запрещенной Национал-большевистской партии Николай Балуев тяжело болен и находиться в психоневрологической больнице при следственном изоляторе в Новосибирске. Его знакомые и соратники добиваются повторного медицинского освидетельствования молодого человека и пересмотрено его уголовного дела. 2 июля Балуеву продлили срок содержания в СИЗО еще на два месяца, несмотря на ухудшение состояния здоровья. Его обвиняют в подготовке в Новосибирске вместе с другим нацболом Вячеславом Русаковым террористического акта. Лимоновцы считают дело полностью сфабрикованным, а обвиняемого называют политзаключенным. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.

Максим Ярошевский : Книга «Рельсовая война» отчасти стала причиной больших неприятностей, с которыми столкнулся новосибирский национал-большевик Николай Балуев. В мае 2005 года вместе с лимоновцем Вячеславом Русаковым его арестовали сотрудники новосибирского ФСБ. По версии следствия молодые люди готовили серию террористических актов, которые собирались провести 9 мая. Им предъявили обвинение по статье «приготовление к преступлению и покушение на преступление» и «терроризм». При обыске у Николая Балуева изъяли книгу «Рельсовая война», которая повествует о действиях белорусских партизан во время Великой Отечественной войны.

12 мая на допросе Русаков признал себя виновным в хранении и перевозке взрывчатых веществ, но отказался признать себя виновным в подготовке теракта. Балуев своей вины также не признал. 13 мая 2005 нацболов посадили в следственный изолятор номер один Новосибирска. Спустя год, 24 мая врачи установили у Николая Балуева психическое расстройство, после чего его признали невменяемым

и направили в институт Сербского в Москву. Несмотря на то, что лимоновец психически нездоров, 2 июля этого года нацболу вновь, еще на два месяца, продлили срок заключения. Говорит пресс-секретарь запрещенной партии Александр Аверин:

Александр Аверин : Сейчас у него обострился менингит. Фактически человек сейчас умирает. Мы требуем для него условно-досрочного освобождения, подписку о невыезде и направление его в стационарную гражданскую больницу.

Максим Ярошевский : Адвокат Николая Балуева Петр Фирсенко единственный, кому позволяют встречаться с подследственным. Увидеть сына не дают даже матери национал-большевика. По словам адвоката, его подзащитный находится в тяжелой форме психического заболевания рецидивной формы. В камере СИЗО он не реагирует на свет и смотрит в одну точку. О российских следственных изоляторах рассказывает руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев.

Лев Пономарев : Следственные изоляторы разные бывают - бывают приличные, бывают неприличные. Больному человеку это уж точно только умирать можно. Когда приезжают с Запада проверяющие, их водят по замечательным следственным изоляторам, построенным по европейским стандартам. Они уезжают назад и говорят - Россия встала с колен, стала строить хорошие следственные изоляторы, соответствующие европейским стандартам. А на самом деле полно еще помойных ям практически, где все переполнено, где в жару люди просто погибают.

Максим Ярошевский : Николая Балуева его соратники по запрещенной Национал-большевистской партии называют не иначе как очередным политзаключенным, которого фактически убивают за решеткой. Говорит лидер запрещенной НБП Эдуард Лимонов:

Эдуард Лимонов : Я полагаю, что причина репрессии против запрещенной уже партии заключается в том, что на самом деле нацболы самая организованная радикальная сила в стране. Несмотря, видимо, ни на какие заверения властей, что нацболы ничего из себя не представляют, тем не менее, внутренние донесения ФСБ и других служб, видимо, доказывают, что это достаточно значительная сила. Власти по своей извечной традиции давить всех, чтобы не поднялись, в первую очередь, давят нацболов.

Что касается судьбы Балуева, то я бы хотел обратить ваше внимание на судьбу Владимира Абеля, который, собственно, был обвинен практически в том же самом. Абелю посчастливилось. Его судили в Латвии и вынуждены были оправдать. А российский суд не оправдал Балуева и Русакова по тем же предполагаемым преступлениям, которых они не совершали.

Максим Ярошевский : Политолог центра «Панорама» Владимир Прибыловский считает, что активная и порой агрессивная уличная борьба запрещенных национал-большевиков никак особо не пугает нынешнюю власть. Сажают лимоновцев по другим причинам.

Владимир Прибыловский : Большинство из них все, кто сидят, действительно являются политзаключенными, потому что их посадили за действия политического характера. На них в первую очередь обрушиваются репрессии путинско-медведевского государства. Это можно по-разному объяснять. Я считаю, что, вообще-то, нынешней власти и стабильности на самом деле никакие оппозиционные силы всерьез не грозят, в том числе и Национал-большевистская партия Лимонова. Им может грозить только изменение соотношение цен на энергоносители и продовольствия. То есть если цены на мировом рынке на продовольствие будут расти быстрее, чем растут цены на энергоносители, нечем будет подкупать народ, то тогда будет проблема. Но должны же чем-то заниматься правоохранительные органы, раздутые их штаты, бюрократия, должны же они на чем-то пилить бабки. Вот и выбирают наиболее активных.

Максим Ярошевский : По словам адвоката Николая Балуева Петра Фирсенко, он будет по-прежнему добиваться освобождения подзащитного еще до суда для лечения ввиду болезни.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG