Ссылки для упрощенного доступа

Европейский суд по правам человека обязал власти Латвии выплатить Василию Кононову 30 тысяч евро


Василий Кононов, бывший партизан, за решеткой. Январь 2000
Василий Кононов, бывший партизан, за решеткой. Январь 2000

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Риге Михаил Бомбин.

Андрей Шарый: Европейский суд по правам человека обязал власти Латвии выплатить 85-летнему Кононову, полковнику советской армии в отставке, 30 тысяч евро в качестве компенсации за несправедливые судебные преследования. В Латвии Кононова судили дважды и дважды приговаривали к тюремному заключению за участие в карательной, по мнению латвийского суда, операции в местечке Малые Баты, в ходе которой были расстреляны 9 человек. Кононов их считает пособниками фашистов, выдавшими фашистам советских партизан. Дело Кононова сопровождалось политическими оценками. Москва предоставила ему российское гражданство. Европейский суд постановил, что при осуждении Кононова были нарушены нормы конвенции о защите прав человека и основных свобод, и квалифицировать его действия как действия оккупанта неправомерно. В документе подчеркивается, что задачей суда являлось не определить личную уголовную ответственность заявителя, то есть Кононова, а решить, нарушили ли действия его отряда в латвийской деревне действовавшие в то время нормы международного права. И по мнению четырех судей против трех такие права нарушены не были.

Михаил Бомбин: Из требуемых Василием Кононовым 5 миллионов Европейский суд по правам человека отсудил у латвийского государства в пользу бывшего партизана 30 тысяч евро в качестве моральной компенсации. Однако денег этих, судя по всему, Василий Макарович пока не получит. В настоящий момент МИД Латвии изучает 78-страничный вердикт Страсбургского суда, и надо полагать, что вскоре последует апелляция. Ситуацию комментирует депутат Европарламента от Латвии, член Латвийского комитета по правам человека Татьяна Жданок.

Татьяна Жданок: Признано нарушение части 1-й статьи 7-й Европейской конвенции прав человека в отношении Кононова. Это статья - норма, запрещающая придания обратной силы уголовному закону. То есть Европейский суд констатировал, что действия, которые совершил Кононов 27 мая 1944 года, не были, в отличие от утверждения латвийского суда, военным преступлением в понимании международного права. А то, что к нему применили последующие новые статьи Уголовного законодательства Латвии, - это как раз нарушение этой статьи Европейской конвенции. Так что это одна из основополагающих статей Европейской конвенции, и по ней как раз признано нарушение ее в отношении Василия Макаровича.

Михаил Бомбин: Татьяна Аркадьевна, и какова тогда дальнейшая процедура в случае несогласия Латвийского государства?

Татьяна Жданок: Это решение Малой палаты, оно, к сожалению, не единогласное, из 7 судей 3 судьи подали свою оппозиционную точку зрения, но один из этих судей - латвийский судья, и судьи из Швеции и Исландии. Кроме того, один из четырех согласившихся с решением большинства тоже подал отдельный текст со своим несколько отличным обоснованием этого решения. Так что латвийские власти, наверное, снова, основываясь на этом не единогласии, будут пытаться обжаловать это решение в Большую палату Европейского суда.

Михаил Бомбин: То есть Василий Макарович денег пока не получит?

Татьяна Жданок: Если будет обжаловано решение, то он денег не получит.

Михаил Бомбин: И если говорить о сроках, когда теперь Большая палата соберется?

Татьяна Жданок: Не только если будет обжаловано решение, но если это распорядительное заседание допустит это обжалование, то есть не отклонит его... Они имеют право отклонить, как я уже сказала, в большинстве случае отклоняется обжалование, тогда решение вступает в силу. Сейчас, в августе, Европейский суд уходит в отпуск, и я думаю, что осенью следует ожидать новой информации по делу Кононова.

Михаил Бомбин: Считает депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок.

В свою очередь, председатель парламентской комиссии по иностранным делам Андрис Берзиньш от комментариев отказался, отметив, однако, недопустимость проволочек в процессе следственного и судебного разбирательства.

Андрис Берзиньш: Вопрос-то, конечно, в том, что система должна стать более эффективной, и конечно, недопустимо такое, что кто-то сидит два года под следствием, хотя четко закон говорит, сколько можно быть под следствием максимум сидеть. Учитывая его возраст, недопустимо долго шло расследование и так далее, и следовательно, ему за это надо компенсацию дать. Но, скорее всего, там никто не говорил о том, что правильно он делал или нет, когда этих беременных женщин сжигал. Скажем, наверное, русские средства массовой информации сегодня скажут, что правильно, всех партизан будут оправдывать. Там достаточно много есть подводных камней, на которые не хотелось бы нарваться.

Михаил Бомбин: Напомню, что 27 мая 1944 года возглавляемый Кононовым партизанский отряд расстрелял 9 жителей села Малый Баты. По словам ветерана, то были полицаи, по мнению же латвийских властей - мирные жители. О тех временах - сам Василий Кононов.

Василий Кононов: Такое направление, когда НКВД направляло в тыл разведчиков, было. Оно было незначительным, узкой направленности, цель такая небольшая. А самым настоящим широким фронтом шло народное сопротивление по линии штабов партизанского движения. Был центральный штаб партизанского движения в Союзе, который возглавлял Пономаренко, и был наш латвийский штаб партизанского движения, который возглавлял Карл Шпрогес. Я с этим Шпрогесом ходил на задания. И вот по этой линии шло развитие от имени латвийского правительства, ЦК партии и от имени латвийского народа. И у нас простых людей было по этой линии 20 тысяч партизан - это крестьяне, рабочие, интеллигенция. Мы жизнь отдавали за мирных людей, ранения получали.

Михаил Бомбин: Вспоминает Василий Кононов.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG