Ссылки для упрощенного доступа

В 2008 году в Томске отреставрируют 11 памятников деревянного зодчества


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Томске Мелани Бачина.



Марк Крутов: Томская общественность призывает власти спасти уникальные памятники деревянной архитектуры, которыми славится этот город. Сейчас здесь идет реставрация сразу нескольких памятников деревянного зодчества. Но, по мнению общественников, часть из них после капремонта просто перестанет быть таковыми, превратившись в «новодел».



Мелани Бачина: 11 домов - памятники деревянной архитектуры - будут отреставрированы в 2008 году. По программе сохранения деревянного зодчества Томска на это выделено 70 миллионов рублей. Этих денег скорее всего не хватит, говорит томский губернатор Виктор Кресс.



Виктор Кресс: Я чувствую, несколько десятком миллионов не хватит, поэтому еще выделим дополнительно из дополнительных доходов. Важно к непогоде уйти под крышу. Одно дело - в сухую погоду вот это строить, другое дело - когда сверху дожди будут лить, все это промокнет, и тогда, конечно, качество будет страдать. Отсюда важно, чтобы сейчас работа шла в круглосуточном режиме.



Мелани Бачина: Губернатор Томской области лично контролирует ход работ по реставрации деревянных домов в центре Томска.



Виктор Кресс: Доволен - не доволен, но, видите, начали делать мы уже серьезные дома, не так, как два-три года назад, когда начинали, больше там косметический был ремонт. А сейчас уже капитальный, это самый настоящий капитальный ремонт. Проблемы всегда есть. Следить надо, контролировать, смотреть, потому что столько меняем, ну, где-то одно бревно если оставить, это просто безобразие.



Мелани Бачина: Особая гордость Виктора Кресса – это реставрация усадьбы Грацианова. Здание уже называют жемчужиной города. Дом со столетней историей в центре Томска восстанавливают на деньги областного бюджета. Здесь, по идее губернатора, будет официальный дом приемов. Заброшенное здание только так можно было спасти.



Виктор Кресс: Если в нем сделать бы жилье, это сложно, поэтому ради сохранения дома... мы можем обойтись без дома приемов, но ради того, чтобы сохранить этот памятник, вот это делаем.



Мелани Бачина: Впервые за последние годы к восстановлению памятников деревянной архитектуры в Томске подошли комплексно. Решили делать капитальный ремонт и благоустраивать дворы. На время ремонта, правда, жителей дома приходится переселять. И здесь у власти возникли трудности. Говорит директор предприятия "Томск исторический" Николай Закотнов...



Николай Закотнов: Прежде чем выселить, мы в это году два дома перенесли. Просто жители отказались - хлопоты с ремонтом, не хотят выезжать на период ремонта. Поэтому главные работы - социальные.



Мелани Бачина: А денег хватает?



Николай Закотнов: Пока выделена половина от объема.



Мелани Бачина: Исполняющий обязанности мэра Томска объясняет: мэрия придумала схему расселения жителей «деревяшек».


Николай Николайчук...



Николай Николайчук: Сложно решается, потому что выезжать люди не хотят с этого места, в центре города. Если хорошо отремонтирован дом, безусловно, квадратный метр будет за 100 тысяч стоить в этом доме. Мы разделили 50 на 50, 50 - мы в маневренный фонд городской, главы районов переселяют, а 50 процентов жильцов - снимают им квартиры на этот период за счет собственных накладных расходов те подрядные организации, которые участвуют в восстановлении.



Мелани Бачина: Сами жители рассказывают другие истории своего переселения.



- С расселением вопрос решался так: кто куда может. Я написала расписку, в администрации находится, что я живу на Мичуринском, сын у меня живет в Мельникове, дочь тоже на Мичуринском пока. Тут у нас одну-две квартиры дали в общежитии, кто-то снимает.



Мелани Бачина: Людмила Кадетская прожила в деревянном доме на улице Карташова всю жизнь. Дом построен в 1865 году. Капремонта на ее памяти не делали ни разу. Тому, что дом попал в список объектов, подлежащих реставрации, Людмила рада. Только вот качеством работ не совсем довольна.



Людмила Кадетская: Гнилье еще осталось, вот подоконники гнилые, под подоконниками бревна гнилые, это видно со стороны квартир. То, что центр, деревянное все это, соседей мало, ограда будет большая… но хотелось бы, чтобы сделали более хорошо.



Мелани Бачина: Общественные деятели Томска тоже рады тому, что власть обратила внимание на проблему сохранения деревянного наследия. Но говорят: одно дело политика заявляемая, а другое – реально реализуемая. Да, памятники восстанавливают, но большая часть из них теряет историческую ценность. Потому что, по большому счету, дом уничтожают, на его месте возводят дом из пенобетона и сверху зашивают в дерево. Это новодел, а не историческая память, говорит доцент Томского политехнического университета, общественный деятель Никита Кирсанов. Кроме того, в Томске нет заповедных зон, и рядом с памятниками деревянного зодчества неожиданно появляются многоэтажные "краснокирпичники", которые уродуют лицо города.



Никита Кирсанов: Это именно "пожирание" центра города. И когда находятся люди, которые говорят, что через 100 лет это станет шедевром, то, что они делают, то мне, конечно, очень смешно. Сегодня, с одной стороны, идет этот процесс уничтожения исторического центра, а с другой стороны, одновременно с этим процессом пытаются вроде бы что-то восстанавливать. Ну, вот так вот, по принципу: ой, это у нас скоро снесут, поэтому это мы восстанавливать не будем, мы лучше вот это восстановим, потому что тут только через два года будет застройка, но, может, ее еще не будет, пока восстановим, а там посмотрим, порешаем, может быть, и совсем эти дома оставим.



Мелани Бачина: Для сохранения деревянного наследия Томска нужна политическая воля, уверен Кирсанов, и четко прописанные в градостроительном кодексе правила игры. Например, сгоревший памятник архитектуры должен быть восстановлен в прежнем виде, а в заповедных зонах не может быть строительства элитного жилья. Только тогда историческое лицо Томска будет сохранено.


XS
SM
MD
LG