Ссылки для упрощенного доступа

Грузия не отрицает информацию о переброске своих войск к границам Южной Осетии


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.



Кирилл Кобрин: В зоне грузино-югоосетинского конфликта в ночь на понедельник продолжились перестрелки, однако новых жертв удалось избежать. Грузинская сторона не отрицает информацию о переброске своих войск к границам непризнанной республики. Накануне Цхинвали в ответ предложение Тбилиси начать прямые переговоры по урегулированию конфликта, а МИД России сегодня призвал Вашингтон содействовать в разрешении ситуации в зоне конфликта и совершить давление на Тбилиси.



Максим Ярошевский: В зоне грузино-югоосетинского конфликта в ночь на понедельник продолжились перестрелки. На этот раз новых жертв удалось избежать. В Тбилиси не отрицают информацию о переброске к границе непризнанной республики своих войск. Накануне Цхинвали отверг предложение начать переговоры по урегулированию конфликта. Южную Осетию на сегодняшний день покинули более двух с половиной тысяч человек.


Министерство иностранных дел России после событий 1 и 2 августа, когда грузинская сторона обстреляла из минометов жилые кварталы Цхинвали, призвало Тбилиси принять меры по предотвращению возникшего кризиса. "В Москве всерьез озабочены эскалацией напряженности в регионе вследствие непропорционального использования силы грузинской стороной", - говорится в сообщении МИД России. Кто может способствовать мирному разрешению сложившейся ситуации? На этот вопрос отвечает обозреватель газеты «Время новостей» Иван Сухов.



Иван Сухов: И в Грузии, и в России начинает формироваться у людей ощущение, что лидеры стран не отвечают на возникший вызов. Михаил Саакашвили много лет говорил о необходимости реинтеграции Грузии и теперь, когда фиксируются обстрелы грузинских сел со стороны Южной Осетии (такие обстрелы тоже есть), не предпринимает никаких жестких действий, потому что на самом деле понимает, что война опасна, но таким образом значительно теряет очки в глазах избирателей.


То же самое происходит и с Дмитрием Медведевым. Достаточно мрачные заявления по поводу того, что для Медведева наступил "час икс", сейчас, когда он должен показать себя как состоявшийся политик, принять какие-то военные меры против этой грузинской группировки в пригородах Цхинвали, заявить о какой-то принципиальной позиции России, Медведев этого тоже не делает, очевидно, теряет какие-то симпатии избирательские. Я думаю, что единственным способом нормальным образом снять накал страстей были бы переговоры с участием максимально возможного количества заинтересованных сторон. Хорошо бы было устроить контакт на уровне президентов Грузии и России.



Максим Ярошевский: Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин обсудил ситуацию в телефонном разговоре с заместителем госсекретаря США Дэниэлом Фридом. Американский дипломат отметил необходимость разрешения кризиса исключительно путем мирных переговоров. Рассказывает эксперт Центра Карнеги Алексей Малашенко.



Алексей Малашенко: Я думаю, что каждый должен держать крепко в руках своих союзников. То есть Россия должна сдерживать Южную Осетию, американцы должны предупреждать от крайних действий Саакашвили, что, между прочим, те же американцы, как известно, и делают. К такой большой войне, типа той, что была в свое время, я думаю, что никто не готов, да и те же Соединенные Штаты, я думаю, тоже не хотели бы, чтобы эта война произошла.



Максим Ярошевский: По мнению Ивана Сухова, заинтересованных в эскалации конфликта между Грузией и Южной Осетией можно найти и в Тбилиси, и в Цхинвали, и в Москве.



Иван Сухов: Грузины определенно хотели бы добиться замену российских миротворцев или хотя бы какой-то редакции, так сказать, нынешнего формата миротворческой операции в Южной Осетии. Понятно, что любое обострение в зоне конфликта в зоне ответственности миротворцев на руку грузинской стороне в свете этого стремления. С югоосетинской стороны есть администрация Эдуарда Кокойты, которая находится в такой зависимости от ситуации: чем хуже, чем ближе положение дел в Южной Осетии к войне, тем, так сказать, надежнее ее позиции, потому что ничем другим она свою популярность поддержать не может. Очевидно, что в Москве тоже есть люди, которые не заинтересованы в том, чтобы предлагаемые Грузией переговоры состоялись. Тбилиси очень раздражает Москву своим стремлением в НАТО. Сохранение Южной Осетии и Абхазии в их нынешнем состоянии, как такой способ воспрепятствовать движению Грузии в НАТО. Но, к сожалению, получается наоборот. Получается, что, чем больше Москва давит по Южной Осетии и по Абхазии, тем больше, опять же, у Тбилиси появляется оснований говорить о том, что необходимо ускорить процедуру вступления в альянс. Вот такой получается замкнутый круг.



Максим Ярошевский: Политолог Алексей Малашенко надеется, что до открытого противостояния все же не дойдет. Никто в регионе не заинтересован воевать.



Алексей Малашенко: Такое ощущение, что желание посадить за стол переговоров и Цхинвали, и Тбилиси все-таки существует. И то, что вывезли детей, это, кстати говоря, такой, действительно яркий показатель предвоенной ситуации формально, с моей точки зрения, это все-таки определенный, если хотите, военно-дипломатический ход. Такое ощущение, что все дойдет до последнего момента, 2-3 выстрела, так скажем, из тяжелого орудия, а потом все опять вернутся к переговорному процессу.



XS
SM
MD
LG