Ссылки для упрощенного доступа

Вадим Дубнов: "Реальная война не входит в планы ни Тбилиси, ни Цхинвали"


Российские войска в районе Цхинвали. Южная Осетия. 8 августа 2008
Российские войска в районе Цхинвали. Южная Осетия. 8 августа 2008

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие экспертом по проблемам постсоветского пространства Вадим Дубнов.

Андрей Шарый: О перспективах мирного урегулирования кризиса и обстановке в зоне грузино-осетинского конфликта я беседовал с известным московским обозревателем, экспертом по проблемам постсоветского пространства Вадимом Дубновым. Вадим недавно вернулся из Цхинвали.

Вы понимаете, что происходит в Южной Осетии? Отчего там вообще возникают перестрелки, кто в кого стреляет?

Вадим Дубнов: А это невозможно установить, потому что здесь вопрос первого выстрела на самом деле не является принципиальным, это война взаимных провокаций. И тот, кто стреляет с одной стороны, прекрасно знает, что это будет поддержано с другой стороны, со всем пониманием провокационной логики. Поэтому я думаю, что своя логика и своя заинтересованность в поддержании напряженности, обострения есть и у той, и у другой стороны. Потому что для Цхинвали необходимо поддержание нестабильного состояния просто для того, чтобы показать Москве, чем чревато ее хоть какое-то дистанцирование, чего очень боится Цхинвали, глядя на миротворческие попытки Москвы в Абхазии и в Цхинвали, пусть не удавшиеся, но тем не менее. Тбилиси показывает, что формат Смешанной контрольной комиссии окончательно превратился в фарс, все, что происходит, это подтверждает. Поэтому они достигают своих целей, одинаково при этом, как мне кажется, лукавя, потому что рассчитывают на то, что Москва войны не допустит. Но вот сейчас расчет может не оправдаться, потому что Москва тоже не в силах справиться и с той, и с другой стороной, потому что уже начинается конфронтация даже между югоосетинскими миротворцами и Москвой, которая раньше в такой форме не проявлялась. Ну, а в Тбилиси хотят положить конец тому формату СКК, который существует.

Андрей Шарый: Понятно, кто ведет огонь с югоосетинской стороны, там есть силы самообороны, в общем, вот они и стреляют якобы, как говорит Цхинвали, в ответ на стрельбу с грузинской стороны. А вот кто стреляет с грузинской стороны? Там есть какие-то паравоенные отряды, вот этот Санакоев, грузинский начальник Южной Осетии, у него, может быть, есть какие-то войска. Каких-то диверсантов Тбилиси засылает или это регулярная грузинская армия?

Вадим Дубнов: Я думаю, что это регулярные войска, что это вполне системные обстрелы, потому что для обстрелов такого масштаба и такого уровня недостаточно распоряжения какого-нибудь лейтенанта, а это должна поступить команда из Тбилиси, и она, я думаю, поступает. Тут есть некая двоякость, каждая сторона все начинает с провокационных выстрелов с одной или с другой стороны, а после этого уже начинается логика "вопрос-ответ". Саакашвили не может удержаться от соблазна такой ответ дать.

Андрей Шарый: Вот эти добровольцы, которые прибывают в Южную Осетию из Северной, и какие-то российские казаки там готовы помогать, это серьезная сила?

Вадим Дубнов: Я не думаю. Из Северной Осетии приезжают разные люди, в том числе вполне боевые, потому что это люди, которые прошли 1992 год и прошли другие события. Но я не думаю, что они могут чем-то помочь, это скорее акт солидарности.

Андрей Шарый: Вы считаете, что Тбилиси может решиться на полномасштабную военную операцию для того, чтобы силой реинтегрировать Южную Осетию в состав своей республики?

Вадим Дубнов: Нет, я не думаю, что Грузия строит такие планы. Я, честно говоря, все-таки храню чуть-чуть оптимизма и думаю, что все же стороны остановятся. Может быть, этот накал заставит обе стороны все-таки остановиться, потому что реальная война не входит в планы ни Тбилиси, ни Цхинвали.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG