Ссылки для упрощенного доступа

Взбуждено уголовное дело против редактора оппозиционной дагестанской газеты "Черновик" Надиры Исаевой


Программу ведет Евгения Назарец.



Евгения Назарец: Накануне получила подтверждение информация о возбуждении уголовного дела против редактора одной из оппозиционных газет в Дагестане. Главный редактор газеты "Черновик" Надира Исаева и еще несколько журналистов этого еженедельника попали в поле зрения прокуратуры после публикации примерно месяц назад статьи о действиях местных правоохранительных органов во время спецоперации. Сразу после той публикации в июле редакция получила предупреждение от прокуратуры по поводу якобы призывов в газете к экстремистской деятельности и разжиганию ненависти к социальной группе "сотрудники милиции". Теперь дошло и до уголовного дела, рассказывает редактор дагестанского "Черновика" Надира Исаева.



Надира Исаева: Сейчас прокуратура возбудила уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса - 280-я, часть вторая, это "публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, осуществленной с использованием СМИ". Грозит срок лишения свободы до пяти лет. И по факту - это 282-я, часть первая, "возбуждение ненависти или вражды" и "уничижение человеческого достоинства". Говорят, что возбудили уголовное дело, и официально сайт прокуратуры уже вывесил это заявление, но лично мне обвинение до сих пор не предъявлено, я знаю, что оно выслано по почте.



Евгения Назарец: Примерно месяц назад, в июле, вы получали предупреждение от прокуратуры. Какие упоминались конкретные публикации в этом предостережении?



Надира Исаева: Статья называлась "Террорист №1", она вышла в первых числах июля, сразу же после спецоперации на Акушинского, где мы подвергли сомнению спецоперацию, проведению силовиками там, и мы утверждали и утверждаем, что это были невинные жертвы, и милиция не знала, кого она там блокирует, кого убивает, потому что постоянно поступала противоречивая информация о том, кто там находится и, вообще, о судьбе эти людей.



Евгения Назарец: Опиралась ли прокуратура на каких-либо экспертов, на какие-либо конкретные экспертные заключения?



Надира Исаева: Из того заключения, которое дал некто Федяев, эксперт из Краснодарского экспертно-криминалистического центра МВД, ни одной прямой цитаты не было представлено, аргументирующей позицию прокуратуры. Когда они решали вопрос о возбуждении дела, они изучали десять статей с начала года, опубликованных в газете. Процентов на 80 это статьи, касающиеся критики деятельности правоохранительных органов, деятельности судебных органов. И в этом смысле я могу только думать, что прокурор защищает скорее из солидарности, как предствавитель правоохранительных органов защищает эти структуры. В экспертизе вот этой некоего Федяева они говорят, что мы разжигаем ненависть, разжигаем вражду по отношению к представителям социальной и профессиональной группы, представителям правоохранительных органов. Вы знаете, я ни в Конституции, ни в Уголовном кодексе не нашла такого понятия, как социальная, профессиональная группа - представитель правоохранительных органов. Я думаю, это больше похоже на войну газеты с представителями правоохранительных органов вообще в целом, даже не столько прокуратуры, сколько МВД.



Евгения Назарец: Редактор дагестанского еженедельника "Черновик" Надира Исаева полагает, что проблемы издания лежат в области взаимоотношений с правоохранительными органами. Возможно, нужно брать шире и говорить о политическом давлении на оппозиционную прессу Дагестана. Это предположение я попросила прокомментировать эксперта по Северному Кавказу, главного редактора агентства "Росфинком" Константина Казенина.



Константин Казенин: Я не могу, конечно, утверждать, что это уголовное дело связано с политическим преследованием прессы. В принципе если говорить о правоохранительных органах, то, безусловно, "Черновик" публиковал о них очень много критических материалов. Можно ли их классифицировать так, как классифицировали их в этом уголовном деле, это, наверное, решит суд. С другой стороны, то, что еженедельник "Черновик" в Дагестане со многими общественными силами находится в довольно сложных отношениях, это, безусловно, так. Потому что газета на протяжении нескольких лет постоянно стремилась быть в гуще политического противостояния, межкланового противостояния, которое есть в Дагестане, и никогда явно, по крайней мере, на длительное время, не принимала ничью сторону. То, что многие недовольны газетой и так или иначе, наверное, хотят предпринять против нее какие-то действия, в этом ничего удивительного нет.



Евгения Назарец: Именно в контексте того, что газета публиковала материалы, касающиеся межкланового противостояния, можно ли считать ее действительно объективной в освещении тех или иных событий, на ваш взгляд?



Константин Казенин: Политическое противостояние, которое в значительной мере проходит под ковром, очень сложно освещать объективно. Дагестан отличается от большинства регионов Юга России относительно большой свободой прессы. Это связано с тем, что там во власти по-прежнему достаточно много противоборствующих политических группировок. Кстати, "Черновик" критиковал многие из них, а не какую-то одну.



Евгения Назарец: То, что произошло с газетой "Черновик", это типично для Дагестана или скорее исключение?



Константин Казенин: Возбуждение уголовных дел - я не помню, чтобы это было в последние годы. Вокруг СМИ возникают конфликты, это так. Весной этого года конфликт возник вокруг еженедельника "Настоящее время", правда, у него было несколько другая политика, но он тоже оказался посреди некоторого политического противостояния.



Евгения Назарец: Дагестанский еженедельник "Черновик", против журналистов которого возбуждено уголовное дело в связи с публикациями экстремистского, по мнению прокуратуры, содержания и до сегодняшнего дела неоднократно попадал в сводки Фонда защиты гласности. Трудовую биографию этого издания мы обсудили с руководителем отдела мониторинга фонда Борисом Тимошенко.



Борис Тимошенко: Это частное издание. Насколько оно оппозиционное? Да, наверное, стоит говорить об оппозиционности, поскольку постоянно публикуются статьи, критикующие власть. Вот это последнее уголовное дело, как бы завершение достаточно давнего конфликта. Дело в том, что по этой статье они уже получали предупреждение, и можно было просто закрыть газету за два и более предупреждения в течение года. Но, видите, странно, что выбрали именно силовую акцию - уголовное дело. Ну, а если вспоминать историю этого издания, здесь и препятствие работе корреспондентам на избирательном участке, изъятие фотокамеры, это и нападение на журналистов, и задержание во время работы. Местные власти никогда не отличались лояльностью по отношению к ней. Один высокопоставленный чиновник-правоохранитель угрожал, что заставит съесть газету одного из журналистов. Уверенно утверждать, что они всегда правы или не правы, я не могу, потому что я регулярно ее не читаю. Судя по тем конфликтам, которые мы фиксируем, такое впечатление создается, что газета не всегда права. Собственно говоря, назовите мне издание, на стороне которого всегда истина. Такого нет. Я не думаю, что учредители газеты ставят цель - дискредитировать конкретно какого-то человека или, как по последнему делу пишут, дискредитировать власть, прославлять боевиков. В любом случае нельзя журналиста судить по уголовной статье. Известен ли вам какой-нибудь случай, чтобы в западных СМИ на журналиста заводили уголовное дело?



Евгения Назарец: Не известно, хотя и не отношу себя к самым осведомленным в этой сфере людям.



Борис Тимошенко: Я просто так, для примера. Я думаю, что никому не известно.



Евгения Назарец: Формулировка "разжигание ненависти к социальной группе и милиции" звучала не так давно в отношении блогера.



Борис Тимошенко: Да. Но это же вообще цирк. Милиция у нас уже социальная группа. Дожили, что называется. Такое ощущение, что какой-то заказ отрабатывается по дальнейшему "выстраиванию" журналистов. По всей стране же это происходит.



Евгения Назарец: То есть тут даже Кавказ не показатель?



Борис Тимошенко: Нет, отнюдь. Я, когда услышал это сообщение, обычно когда что-то на Кавказе, сразу делаешь "стойку", здесь нет, самое обычное дело.



Евгения Назарец: Против журналистов оппозиционно газеты "Черновик" в Дагестане возбуждено уголовное дело. Прокуратура сочла их публикации экстремистскими и разжигающими вражду и ненависть по отношению к социальной группе "сотрудники правоохранительных органов".


XS
SM
MD
LG