Ссылки для упрощенного доступа

Федор Лукьянов: "Я не вижу для России возможности не вмешаться в этот конфликт военным образом"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Кирилл Кобрин : Поступают подтверждения сообщений, что российские танки вошли в Южную Осетию. Об этом говорит и первый канал российского телевидения, есть и другие свидетельства. Также поступают сообщения о продолжающихся налетах и российской авиации на грузинские позиции. Также появилось сообщение о том, что неи сключено, что Грузия может объявить России войну, если действительно российские танки войдут в Цхинвали и начнут вести военные действия именно в этом городе против грузинских войск. Ситуация с дипломатической точки зрения становится не только драматической, но и трагической. Две страны находятся буквально на грани войны. О конфликте между Россией и Грузией уже говорили очень много. Конфликты разнообразные тянутся многие годы - буквально с самого распада Советского Союза. И вот международный внешнеполитический анализ того, что происходит сейчас в Южной Осетии. Мой коллега Максим Ярошевский поговорил с известным московским политологом, специалистом по международным отношениям, главным редактором журнала "Россия в глобальной политике" Федором Лукьяновым.



Федор Лукьянов : К величайшему сожалению, я на данный момент не вижу для России возможности не вмешаться в этот конфликт военным образом. Просто по логике действий, по логике российской политики и происходящего вокруг Южной Осетии альтернативы нет, как мне кажется. Конечно, любой такого рода конфликт воздействует на внутриполитическую обстановку, стимулируя ура-патриотические настроения, очень неприятно, в особенности в связи с тем, что мы имеем крайне несчастливый опыт антигрузинской кампании двухлетней давности. Если, не дай бог, все-таки военный конфликт будет нагнетаться, как мне кажется, российскому руководству надо принять максимальные меры для того, чтобы внутри страны не допустить каких-то антигрузинских выступлений.


Что касается более длительной перспективы, опять же в случае эскалации боевых действий, это будет зависеть от хода событий. Если будет война между Грузией и Россией, то здесь очень трудно что-либо предсказывать. Совершенно очевидно, что любая война, тем более, при таком неравновесном положении сторон в этой войне, влияет на внутреннюю обстановку очень плохо. Я думаю, что в Грузии будет то же самое, потому что этот шовинистический угар, который возникает в таких случаях, он приводит к очень неприятным последствиям.



Максим Ярошевский : Конфликт назревал действительно?



Федор Лукьянов : Ну, конфликт назревал, хотя, честно говоря, я несколько удивлен тем, как резко повела себя Грузия. Приходится признать, что заявления и цхинвальского руководства, и ряда российских представителей в последние несколько недель о том, что Грузия готовится к силовому решению южноосетинского вопроса, судя по всему, они были обоснованными. Отрицания со стороны Тбилиси были как раз лукавством. Конечно, такого рода операции спонтанно не делаются. Происходящее несколько неожиданно. Здесь можно спекулировать и предполагать, почему именно сейчас, почему Саакашвили решил, что нынешний политический момент выгоден. Одна из причин, как мне кажется, заключается в том, что Михаил Саакашвили полагает, что президент США нынешний и нынешняя американская администрация имеют перед ним определенные обязательства. А следующая администрация, особенно, если это будет представитель демократов, этих обязательств иметь не будет, и может как-то изменить общую линию в отношении Грузии. Поэтому грузинское руководство торопиться попытаться решить проблемы еще при нынешнем хозяине Белого дома.


XS
SM
MD
LG