Ссылки для упрощенного доступа

Федор Лукьянов: "Картинка, которая формируется на Западе, с каждым днем будет становиться все более неприятной для России"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие журналист Федор Лукьянов.



Михаил Саленков: Ситуацию, сложившуюся в Южной Осетии, обсуждаем с главным редактором журнала «Россия в глобальной политике» Федором Лукьяновым. Последнее сообщения на информационных лентах: президенты Абхазии и Южной Осетии, Сергей Багапш и Эдуард Кокойты, в ходе телефонного разговора в понедельник договорились в ближайшее время обратиться к мировому сообществу с просьбой признать независимость этих двух республик. Таково последнее сообщение, его приводит информационное агентство «Интерфакс».


Федор, как вы считаете, насколько возможно признание независимости двух самопровозглашенных республик?



Федор Лукьянов: Признание независимости, конечно, невозможно. Максимум, кто это может сделать, это Россия, и то я не убежден, что это такое легкое решение. Мировое сообщество признавать не будет, поскольку ситуация крайне непонятная, правовой статус не прояснен, а кроме того, тут такое возникло положение, когда России не на кого рассчитывать что ли в политическом смысле. Если в случае с Косовом, где тоже был, в общем, достаточно спорный случай, но США могли мобилизовать поддержку – 40 с чем-то стран все-таки признали, причем существенных стран, то в нашем случае, к сожалению, я не думаю, что будет хотя бы одна страна, которая последует за Россией и признает эти территории.



Михаил Саленков: Федор, вы, наверное, слышали, как Совет безопасности ООН вчера вечером обсуждал ситуацию в Грузии, очень экспрессивно выступал там представитель от России, господин Чуркин, с ним спорил представитель от США. Почему Совет безопасности не может прийти ни к какому решению, как это можно прокомментировать?



Федор Лукьянов: Совет безопасности не может прийти к решению, поскольку Россия с одной стороны и США, Франция и Великобритания, но прежде всего США, с другой занимают диаметрально противоположные позиции. Это, к сожалению, не новость, это не уникальная ситуация, мы уже давно наблюдаем, уже несколько лет, в общем, полный паралич Совета безопасности, когда ни одно серьезное политическое решение не принимается, в результате действия тех или иных великих держав идут просто в обход Совета безопасности, и все.



Михаил Саленков: Федор, казалось бы, в связи с этим говорят, что идет сейчас и информационная война, и Министерство иностранных дел России, его представители обвиняют западные средства массовой информации, в первую очередь телеканалы, в необъективном освещении событий в Южной Осетии – что вы можете сказать по этому поводу?



Федор Лукьянов: Конечно, глядя на картинки российских и западных телеканалов, если не вникать, то совершенно две разные войны. Естественно, с западной стороны прежде всего обращается внимание на проблемы, страдания и инциденты со стороны Грузии, вот картинки из Гори обошли просто все. При этом то, что происходит в Цхинвали, прямо скажем, довольно скромно представлено на ведущих англоязычных телеканалах. В России ровно наоборот, в России про то, что происходит на территории Грузии, вообще практически ничего не сообщается. Идет естественная в таких случаях информационная война, когда одни заявления накладываются на другие. Я боюсь, что это, в общем, неизбежно. К сожалению, картинка, которая формируется на Западе, она с каждым днем, если вообще не часом, будет становиться все более неприятной для России. Поскольку боевые действия, в общем, продолжаются, совершенно очевидно, что российские самолеты наносят удары по военным объектам по всей территории Грузии, что, в общем, с военной точки зрения понятно, но с точки зрения политической ведет к очень большим проблемам.



Михаил Саленков: Многие эксперты говорят, что главная причина участия России в этом конфликте – помешать Грузии вступить в НАТО.



Федор Лукьянов: Ну, это, конечно, не так. Вообще, я бы мог с этим согласиться, если бы Грузия не начала первой. То есть Михаил Саакашвили совершил крайне опасный шаг, который я даже не знаю, чем закончится для него лично и для Грузии. Естественно, вообще перспектива сближения Грузии с НАТО стала катализатором всех событий последних месяцев и, в конце концов, привела к обострению. Но сейчас уже речь, конечно, не об этом. О членстве в НАТО, я думаю, сейчас вообще даже заикаться странно, потому что какая из европейских стран согласится принимать в НАТО страну, которая ведет войну или которая находится под угрозой войны с таким соседом? Но в целом весь этот узел проблем безопасности, причем глобальной безопасности, у границ России – к сожалению, это стало просто мощнейшим стимулятором всех процессов. И я бы сказал, что активная американская позиция последних недель и месяцев по этому вопросу, связанная в основном с внутриамериканскими причинами, она сыграла достаточно деструктивную роль.


XS
SM
MD
LG