Ссылки для упрощенного доступа

Гуманитарная ситуация в зоне грузино-осетинского конфликта


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Григорий Бочкарев.



Андрей Шароградский: Военные действия в зоне грузино-южноосетинского конфликта привели к серьезным гуманитарным последствиям: тысячи людей вынуждены покидать свои дома. Российские власти называют ситуацию «гуманитарной катастрофой» и заявляют, что за последние дни Южную Осетию покинули более 30 тысяч мирных жителей. Грузинская сторона так же говорит о тысячах беженцах, которые идут в сторону Тбилиси из уничтоженных российскими войсками грузинских сел и подвергшегося бомбардировке города Гори. Правозащитники утверждают, что точное число беженцев подсчитать крайне сложно, а цифра 30 тысяч - это лишь часть российской антигрузинской информационной кампании.



Любовь Чижова: Правительство РФ выделит 500 миллионов рублей для беженцев из Южной Осетии, об этом заявил в понедельник российский премьер Владимир Путин. Более 30 тысяч человек покинули за последние несколько дней территорию непризнанной республики Южная Осетия, и нашли пристанище в России, сообщил вице-премьер, глава аппарата правительства РФ Сергей Собянин. В Ростове-на-Дону в понедельник открылись несколько пунктов сбора вещей для детей Южной Осетии. Местные власти заявляют, что готовы принять еще до 2 тысяч беженцев из непризнанной республики. С подробностями - корреспондент Радио Свобода в Ростове-на-Дону Григорий Бочкарев.



Григорий Бочкарев: Для размещения пострадавших уже подготовлены места в гостиницах и санаториях Ростова, Таганрога, Новочеркасска, Азова и Каменска. Около 200 человек готовы принять и больницы области. По информации регионального министерства здравоохранения, медицинские учреждения Дона в полном объёме располагают всем необходимым.


На сегодняшний день в Ростовской области уже размещены 220 беженцев из Южной Осетии, в том числе 168 детей. Они находятся на двух базах отдыха на Азовском море. Для прибывших из зоны военного конфликта организовано питание, размещение и медицинское обслуживание. Как рассказал координатор ростовской благотворительной акции по сбору гуманитарной помощи беженцам из Южной Осетии Юрий Быкадоров...



Юрий Быкадоров: Акция началась сегодня, с 10 часов утра она идет, приходят все - и молодежь, и молодые семьи, и люди пожилого возраста и приносят те вещи, которые необходимы сейчас беженцам, которые приехали в Ростовскую область. На сегодняшний день их около 250 человек, но ожидается прибытие еще 2 тысяч. Сегодня ушли автобусы за новыми партиями.



Григорий Бочкарев: Пришедшие с гуманитарной помощью ростовчане зачастую относятся к своему поступку, как к чему-то само собой разумеющемуся. В ответ на просьбу представиться, нередко можно услышать.



Жительница Ростова: Неважно. Русский человек и очень сочувствующий.



Григорий Бочкарев: Я услышала по телевидению. Смотрю, титры идут. Я по телевидению услышала, своих знакомых обзвонила всех.



Григорий Бочкарев: Первый автобус с грузом гуманитарной помощи для женщин и детей, приехавших из зоны грузино-осетинского конфликта, отправился на Азовское море уже в понедельник вечером. Помимо Ростова, пункты по сбору гуманитарной помощи (одежды, посуды и так далее) открылись в понедельник во всех 20 казачьих округах Всевеликого войска Донского.



Любовь Чижова: В Грузию, где мирное население также пострадало от военных действий, поступает гуманитарная помощь из Эстонии и Украины. Точных данных о количестве беженцев нет. По словам сотрудницы одной из гуманитарных организаций Майи Цабошвили, в Тбилиси сейчас идут беженцы из нескольких грузинских сел и города Гори, которые пострадали в результате обстрелов с южноосетинской стороны.



Майя Цабошвили: Очень много здесь мирных жителей, как с одной, так и с другой стороны, которые вынуждены оставить свои дома. Как очень хорошо уже освещают российские масс-медиа из Южной Осетии, из Цхинвали больше 20 тысяч беженцев. Фактически можно сказать, что вся территория Южной Осетии уже оставлена осетинами. К сожалению, ничего не говорится о тех мирных жителях, грузинах, которые так же вынуждены были оставить свои дома, которые ни в чем не повинны, так же как и осетины. В Южной Осетии, как вы знаете, было несколько сел грузинских, фактически все эти села сейчас пустые, все жители, к сожалению, так получилось, они стали жертвами как с осетинской, так и с грузинской стороны. Основная часть вынуждена была оставить свои дома и стать беженцами. Но еще плюс к этому добавим, что город Гори, для грузинских масштабов среднего размера город, этот город тоже абсолютно уже оставлен мирными жителями. Основная масса беженцев сейчас идет в сторону Тбилиси, основная масса приехала в Тбилиси. Как вы понимаете, в течение всего нескольких дней все это произошло, поэтому пока нет точных данных, сколько беженцев, где и как они будут размещены. Все делается, можно сказать, хаотично. Но, насколько у меня есть информация, уже в нескольких районах близ Тбилиси, несколько сел и районных центров принимают беженцев. Организованность пока не на подобающем уровне, но простые жители Тбилиси призывают друг друга и уже лично, кто, чем может, помогает беженцам. Они приезжают в Тбилиси, кто, чем может, помогает тем пострадавшим, которые видели очень много, у них серьезный шок, я с некоторыми даже говорила, это очень болезненно.



Любовь Чижова: Говорила жительница Тбилиси, сотрудница одной из гуманитарных организаций Майя Цабошвили. На Кавказе сейчас находятся представители многих международных организаций: они озабочены положением мирных жителей и вынужденных переселенцев из зоны военных действий. Заместитель директора московского офиса "Хьюман Райтс Вотч" Татьяна Локшина отмечает, что беженцев, точнее, вынужденных переселенцев, действительно много. Но цифра «30 тысяч» кажется ей несколько преувеличенной.



Татьяна Локшина: Прежде всего, уровень дезинформации, которая поступает с обеих сторон конфликта. И от той пропаганды, которую мы сейчас наблюдаем в СМИ. Наверное, отдельно хочется подчеркнуть, что те цифры, которые называют по погибшим, по раненым, по гражданскому населению, по перемещенным лицам, абсолютно ничем не подтверждаются. В частности, вчера были в оперативном штабе, координирующем гуманитарную помощь для беженцев, и сотрудники оперативного штаба предоставили нам статистику, согласно которой в общей сложности на начало конфликта в Южной Осетии на территорию Северной Осетии въехало 24 с чем-то тысячи человек. При этом согласно статистике того же ведомства, из них более 11 тысяч человек вернулись назад, в Южную Осетию. Кроме того, в этом документе отдельно подчеркивается, что добровольцы продолжают выезжать в Южную Осетию, поэтому число беженцев, прибывающих в Северную Осетию, оно за счет этих добровольцев снижается. Таким образом, кажется достаточно странным, почему такие завышенные цифры по перемещенным лицам цитировали в первую очередь в федеральных СМИ.



Любовь Чижова: Татьяна Локшина призывает журналистов перепроверять все данные, которыми они апеллируют, и относиться к ним чуть критичнее. К примеру, данные о 2 тысячах погибших мирных жителей в Цхинвали, распространенные российской стороной, также кажутся эксперту не соответствующими действительности.


XS
SM
MD
LG