Ссылки для упрощенного доступа

Александр Штубб: «то, что я видел, можно назвать последствиями войны»


Присутствие российской армии ощущается и весьма отдаленных от Осетии областях Грузии. В потийском порту после налета
Присутствие российской армии ощущается и весьма отдаленных от Осетии областях Грузии. В потийском порту после налета


Россия подвергается все большей критике в связи с расширением военного присутствия в Грузии далеко за пределами административных границ Южной Осетии. Настоящей дипломатической дуэлью обернулось вчерашнее обсуждение темы конфликта на заседании СБ ООН. На вопрос постпреда США Залмая Халилзода, что является подлинной целью российской операции за Большим Кавказским хребтом, его коллега Виталий Чуркин обвинил западные державы в том, что они просмотрели наступательную акцию Тбилиси в отношении ЮО, а теперь перекладывают на Россию ответственность за обострение ситуации. На заседании президиума правительства России в понедельник Владимир Путин выразил изумление тем, что он назвал стремлением западных стран защитить Михаила Саакашвили (он уподобил его никарагуанскому диктатору Анастасио Сомосе, ошибочно атрибутировав знаменитое высказывание о нем, приписываемое Франклину Рузвельту).


Эта крайняя точка зрения не находит особого резонанса в мире. Посол Халилзод, в частности, отметил, что грузинские события могут резко негативно повлиять на отношения Вашингтона и Москвы: «Мы ценим отношения с Россией. Но настойчивость России в этом конфликте, неизбирательное и непропорциональное применение силы, углубляющаяся и расширяющаяся война с Грузией и, согласно высказываниям министра Лаврова, действия, направленные против демократически избранного грузинского руководства, по всем объективным оценкам могут иметь серьезные последствия».


Главный редактор московского журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов полагает, что перепалка на СБ весьма адекватно отражает и дух нынешних двусторонних отношений, и скромное место этого органа в системе международной безопасности: «действия великих держав идут просто в обход Совета Безопасности».


Безуспешную попытку выступить посредником в урегулировании российско-грузинского конфликта проявила Украина. Главе этого государства Виктору Ющенко пришлось ограничиться ролью координатора международной гуманитарной помощи.


А Евросоюз и ОБСЕ уже активно пытаются сблизить позиции конфликтующих сторон. Председательствующий в ОБСЕ министр иностранных дел Финляндии Александр Штубб в интервью корреспонденту РС Даниле Гальперовичу рассказал о том, что он делал сегодня в Грузии: «Я только что вернулся из Гори, это в часе езды на машине от Тбилиси. И я видел два здания, которые подверглись бомбардировкам, а также военный госпиталь. То, что я видел, можно назвать последствиями войны. Мы сейчас здесь находимся вместе с Бернаром Кушнером, министром иностранных дел Франции, которая сейчас председательствует в Евросоюзе. А я - в качестве действующего председателя Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. То, что мы предложили и то, что сейчас было подписано президентом Саакашвили - это документ, призывающий к прекращению огня, оказанию гуманитарной помощи пострадавшим, отводу войск на позиции, где они были до начала конфликта. Вот, что я видел и вот, что мы делаем сейчас. Вместе с Бернаром Кушнером мы полетим в Москву для встречи с нашим партнером, министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Возможно, сегодня вечером, но, вероятнее, во вторник утром. Бернар Кушнер полетит через Северную Осетию, я - другим путем, и мы продолжим консультации в Москве».


XS
SM
MD
LG