Ссылки для упрощенного доступа

Российско-грузинская информационная война


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Дмитрий Волчек.



Александр Гостев : Только что по телефону с находящимся в Тбилиси директором Центра экстремальной журналистики Олегом Панфиловым побеседовал мой коллега Дмитрий Волчек.



Дмитрий Волчек: Олег, события последних дней показали, что и в XXI веке есть множество способов затруднить передачу информации или даже полностью ее перекрыть. В частности, практически недоступны все эти дни грузинские официальные сайты и новостные агентства. Так что, я вижу в своем приватном блоге, интернет-дневнике, выкладываете официальные сводки. Я бы хотел наш разговор начать с этого. Поговорить о деталях информационной войны и информационной блокады. Как вам они видятся?



Олег Панфилов: С информацией большие проблемы. Действительно большинство официальных сайтов были сломаны и практически все русскоязычные грузинские сайты, то есть те сайты, которые распространяли информацию на русском языке, но были независимыми от правительства. Так что, с этой как бы частью информационного пространства пришлось свыкнуться поначалу. Это была единственная возможность распространять информацию за пределы Грузии. Потому что в отличие от России, которая всегда транслировала, то есть программы российского телевидения показывались на территории Грузии, но 8 августа информация из Грузии на территорию России могла доходить только посредством интернета. Поэтому разные блогеры, живущие в Грузии или не живущие в Грузии, стали использовать информацию, которую стал составлять специально созданный центр Совета национальной безопасности Грузии. Эта информация распространяется как альтернативная информация тому, что из себя представляет официальная пропаганда, распространяемая российскими средствами информации.


В какой-то степени это действительно можно назвать информационной войной. В конце концов, те люди, которые способны потреблять информацию обеих сторон и делать свои выводы, читая ее, они способны это делать в этой ситуации. Мне кажется, что в какой-то степени грузинская сторона даже выиграла эту информационную войну, потому что большое количество блогеров стало распространять эту альтернативную информацию.



Дмитрий Волчек: Я даже дополню, что это, наверное, впервые в истории. Министерство иностранных дел Грузии вынуждено было перенести свою работу в обычный блог на сервере "блогспотдот.ком".



Олег Панфилов: Да, и тут я должен сказать, что оказалось, что грузинская часть блогосферы, пишущая на русском языке, достаточно большая. Если посмотреть на географию блогеров, которые стали помогать распространять эту информацию, то она оказалась удивительная. Во-первых, это очень много украинских блогеров, пишущих как на украинском, так и на русском языках, и довольно активная, не большая по численности, часть белорусской блогосферы. Так что, в какой-то степени вот этот независимый интернет, неофициальный интернет смог переломить эту информационную войну.



Дмитрий Волчек: Олег, российские телеканалы крайне скупо предлагают информацию из Тбилиси. Но вот в воскресенье главной тбилисской новостью первого канала было то, что на российских корреспондентов напали в центре города какие-то люди в камуфляже, отобрали у них кассеты с записью митинга. Так что, тут сразу два вопроса. Действительно ли журналистам трудно работать в Тбилиси, а россиянам так вообще страшно появляться на улицах? Как вы, журналист, человек из России, чувствуете себя сейчас в грузинской столице?



Олег Панфилов: Знаете, это бред, который просто невозможно комментировать. Я периодически пишу об этом в блоге. Могу только сказать, что попытки настроить россиян против грузин и рассказать невероятные истории о том, что россиян здесь преследуют, это вранье, которое просто трудно каким-то образом комментировать. Я похожу каждое утро по городу, каждый вечер. У меня огромное количество друзей-грузин. Никакого взгляда, никакого какого-то обвинения в том, что я русский и говорю на русском языке... Это просто невероятно встретить в Грузии такое отношение.


То, что случилось с журналистами первого канала. Во-первых, я об этом первый раз услышал. А, во-вторых, по-моему, это провокация. Говорить об этом – наверное, участвовать в той же самой информационной войне, настраивая телезрителей первого канала именно на неприязнь к грузинам. Это просто невероятно. Я думаю, что это так придумано довольно грубо. Не представляю себе даже такой ситуации.



XS
SM
MD
LG