Ссылки для упрощенного доступа

Международные посреднические усилия в урегулировании грузино-российского конфликта


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Андрей Шароградский : Международные посреднические усилия в урегулировании грузино-российского конфликта. Представители руководства разных стран делают заявления, посещают Москву, Тбилиси, Сочи, где находится сейчас на отдыхе президент России Дмитрий Медведев. За всеми этими передвижениями и заявлениями следит корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович. Он сейчас в прямом эфире.


Данила, здравствуйте! Вам слово.



Данила Гальперович : Здравствуйте, Андрей! Надо сказать, что только что, буквально менее часа назад, закончилась пресс-конференция Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева. На своей журналистской памяти я не помню ни одной пресс-конференции, в ходе которой два лидера настолько по-разному оценивали бы ситуацию, которую они обсуждали. Говорилось, конечно же, очень много именно о войне в Грузии. Дмитрий Медведев сделал ряд заявлений, которые, в общем, более или менее от него ожидали, может быть, несколько более жестко. Во всяком случае, о статусе будущем Абхазии и Южной Осетии Дмитрий Медведев сказал следующее:



Дмитрий Медведев : К сожалению, после того, что произошло, вряд ли осетины и абхазы смогут жить в одном государстве с грузинами. Или же должны быть предприняты какие-то титанические усилия для того, чтобы разрешить этот конфликт. Россия, как гарант безопасности на Кавказе и в регионе, примет то решение, которое будет отражать недвусмысленным образом волю этих двух кавказских народов. И не просто будет принимать эту волю, но и будет руководствоваться в своей внешней политике этой воли и гарантировать ее исполнение на территории Южной Осетии и Абхазии в соответствии с тем миротворческим мандатом, который у нас есть.



Данила Гальперович : Когда Медведев говорил о возможности миротворчества со стороны Евросоюза, со стороны других стран, он говорил о том, что российские миротворцы, судя по всему, останутся главными в этом регионе.



Дмитрий Медведев : Мы, конечно, не против каких-либо международных миротворцев, но дело не в нашей позиции. Мы ведь тоже исполняем свою часть долга, касающуюся обеспечения безопасности в этом очень сложном регионе. Но проблема заключается в том, что сами осетины и абхазы никому, кроме российских миротворцев, не верят. Потому что вся последняя история, история 15 лет, показывала, что единственные войска, которые способны защитить их интересы, а, к сожалению, зачастую просто жизнь, это были российские войска. Поэтому мы, конечно, эти вопросы будем обсуждать. Мы начали обсуждать присутствие международных наблюдателей. Но еще раз хотел бы заострить ваше внимание, что определяющим в такой ситуации является позиция страдающе стороны, стороны, которая подверглась насилию и агрессии.



Данила Гальперович : Ну, и что же на это ответила Ангела Меркель? Она сказал совершенно противоположные вещи. Для нее, оказывается, исходным пунктом должна стать территориальная целостность Грузии, то есть то, о чем Москва сейчас говорит фактически, как о несуществующем явлении. Кроме того, Ангела Меркель сказала, что в ходе переговоров с Медведевым, заявила ему, что, по ее мнению, Россия не пропорционально реагировала на то, что предприняла Грузия. Она призвала Медведева вывести российские войска с территории Грузии и сказала, что вообще присутствие российских военных на территории Грузии считает неправильным. Надо сказать, что это была, конечно, практически пикировка в прямом эфире. Потому что ее показывало российское телевидение.


Между тем, совсем недавние усилия международного сообщества уже, конечно же, многие комментируют, в частности, такой опытный дипломат, как бывший министр иностранных дел, бывший посол в Британии Борис Панкин, который дал накануне интервью Радио Свобода.



Борис Панкин : Хороша Россия или плоха, хорошо российское руководство или плохо, с точки зрения предшествующих ее действий, и так далее, в этих условиях вмешательство было абсолютно необходимо и конструктивно. Не будь его, число жертв, число разрушений возросло бы во много раз. Я думаю, что в том блестящем дипломатическом демарше, который предпринял Саркози, как раз отразилось на тот момент понимание этой ситуации. Он и его министр иностранных дел Бернар Кушнер предприняли самое необходимое, исходя из того, что нужно сейчас оздоровлять ситуацию, а не искать козлов отпущения.


Я думаю, что понимание ситуации очень помогло то, что Бернар Кушнер и пока еще единственный, в общем, из крупных западных политиков побывал во Владикавказе. Жалко, что он не добрался до Цхинвали. Но посещение беженцев, посещение госпиталя помогло ему понять, что же произошло. Я сам видел на экранах телевидения, сидя здесь в Стокгольме, на экране западного телевидения, какое впечатление на него это произвело. Он сумел его довести до Саркози. Вот эта акция была весьма успешной.


После этого надо было бы включаться уже дипломатической тяжелой артиллерии. Не заниматься словесной дуэлью, а садиться за стол переговоров всем заинтересованным сторонам, причем на самом высоком уровне. Как минимум это должен быть Совет безопасности на уровне министров иностранных дел.



Данила Гальперович : Борис Панкин считает, что Запад в оценке российских действий отнюдь не един.



Борис Панкин : Давайте помнить, что Запад не един. Ведь, в конце концов, акция Саркози - это же акция Запада. Этой акцией он фактически признал необходимость и целесообразность того, что произошло в ответ на нападение со стороны Грузии. Эти шесть принципов заложили основы для переговоров, к которым надо и перейти сейчас на самом высоком уровне. Если эта возможность будет утеряна, то виноват будет тот, кто к этому привел.



Данила Гальперович : Тем не менее, после миссии Саркози в Москве и Тбилиси, у многих сложилось ощущение, что Россия не стала искать пути урегулирования, а все продолжала ту самую риторику, которую и в нашем эфире очень многие комментаторы отмечали, как неприемлемую, и грузинская сторона все время отмечает, как оскорбительную. В частности, даже сегодня Дмитрий Медведев сказал, что наши миротворцы должны остаться в регионе, чтобы никому больше идиотские мысли не лезли в голову и так далее. Весь этот сленг продолжается. По ощущению очень многих наблюдателей, Ангела Меркель как бы должна была привести Москву, что называется, в чувство, хотя она и делала это в Сочи, что для Запада, во всяком случае, по ее словам и по словам, сказанным и в приватном разговоре, и на пресс-конференции, очень важно, чтобы Россия понимала, что Запад будет отстаивать территориальную целостность Грузии, что нахождение российских войск считается на грузинской территории неприемлемым, и что нужно международное посредничество.



XS
SM
MD
LG