Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Истории Запада и Востока. Амстердамская художница создала памятник Мандельштаму


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Софья Корниенко.



Сергей Тарасов : В Петербурге скоро появится романтический памятник Осипу и Надежде Мандельштам. Амстердамская художница Ханнеке де Мюнк (HannekedeMunck) готовит маленькую скульптуру в его честь. В мастерской у художницы побывала наш корреспондент Софья Корниенко.



Софья Корниенко: Через амстердамский залив Ай нет моста. Есть два способа добраться до северных районов города - паром или тоннель. Прямо за зданием центрального вокзала я выбираю паром на остров NDSM , остров художников. С залива Амстердам оборачивается непривычным, железным, ржавым лицом, без намека на былую игрушечность. Пятнадцать минут, и я на острове, недавно причисленном к памятникам национального архитектурного наследия. У причала из воды торчит старая советская подлодка. Меня встречает на велосипеде скульптор - Ханнеке де Мюнк.



Ханнеке де Мюнк : Это бывшая корабельная верфь, напоминание об амстердамской кораблестроительной индустрии. В 1984 году верфь обанкротилась, помещения скупили частники - так здесь открылись первые художественные мастерские. Я и еще человек пятнадцать местных «ветеранов» работаем здесь уже лет тринадцать. С 2000 года, после того как территория бывшей верфи вновь перешла в собственность Амстердама, в старом кораблестроительном цеху был организован гигантский художественный центр, на острове открылись сто мастерских. Сегодня здесь работают около двухсот художников самых разных направлений - графики, скульпторы, дизайнеры, фотографы, театральные и балетные труппы. Есть здесь и скейт-горка для молодежи, и пара ресторанчиков с террасами у воды. Это один из последних непричесанных, грубо-индустриальных островков в Амстердаме, и поэтому здесь так просторно. Небо, линия горизонта отсюда открывается целиком, кругом - залив Ай и пахнет морем. Здесь особенная атмосфера.



Софья Корниенко: Знакомыми только местным завсегдатаям тропами, мы идем через асфальтное поле заброшенного шлюза. Даже стоящие здесь лет двадцать на вечном приколе автобусы-шестидесятники напоминают затонувшие корабли. На крыльце скульптурной мастерской по-деревенски валяются упавшие с дерева яблоки. Ханнеке де Мюнк отпирает огромный амбарный замок на щеколде, и я оказываюсь в окружении молчаливых деревянных существ, как из детского сна.


Однако все по прядку. Я в гостях у Ханнеке де Мюнк, потому что ее руками создан первый памятник Осипу Мандельштаму, который скоро появится в моем родном Петербурге. Выставка графики мужа, художника Ситсе Баккера ( Sietse Bakker ), по мотивам Армянского цикла Мандельштама, проходившая несколько лет назад в Петропавловской крепости, стала для Ханнеке де Мюнк поводом для знакомства с городом, Мандельштаму знакомым до слез, до прожилок, до детских припухлых желез...



Ханнеке де Мюнк : Я была очень удивлена, что в Петербурге не оказалось памятника Мандельштаму! Мы везде искали, спрашивали. Ничего. Одна табличка по одному из адресов, где он короткое время жил.



Софья Корниенко: "О, как же я хочу,


Не чуемый никем,


Лететь вослед лучу,


Где нет меня совсем".


Этими строками Мандельштама будет оформлен постамент для памятника, который готовит петербургский художник Хачатур Белый. На постаменте - чаша, а из нее поднимается изогнутый ствол оливкового дерева.



Ханнеке де Мюнк : В изогнутом стволе дерева больше жизни, чем в классической колонне. Я хотела создать впечатление постоянного движения. На вершине ствола - четыре фигуры. Мужчина и женщина, слившиеся воедино, как первые люди на Земле, как Адам и Ева в процессе сотворения, то есть еще не разделенные - одна фигура с двумя головами и тремя ногами. За плечами у мужчины и женщины - две потусторонние фигуры, нечто среднее между ангелами и птицами. А может быть, это пробегающие мимо облака. У мужчины в руке - пачка бумажных страниц.


Мы вели переговоры с филологическим факультетом Санкт-Петербургского университета, но они закончились ничем. Декан факультета ответил нам, что памятник Мандельштаму должен выглядеть совсем иначе, и что в их внутреннем дворе все равно уже нет места.



Софья Корниенко: Вот и хорошо! - успокаиваю я Ханнеке. Все равно на филфак можно теперь пройти только по пропускам. Художница надеется, что свой дом памятник Мандельштаму обретет в более доступном месте, во дворе Музея Анны Ахматовой. Окончательное решение будет принято в сентябре, а открытие памятника планируется к концу этого года, когда исполнится 70 лет со дня смерти поэта.



Ханнеке де Мюнк : Такой же памятник Мандельштаму мы собираемся открыть и в Амстердаме. Мандельштам - универсальный поэт, который хотел гармонии между Востоком и Западом. Среди голландцев очень много почитателей его поэзии. За финансированием обоих памятников мы обратились в фонды по поддержке культурного обмена между Петербургом и Амстердамом.



Софья Корниенко: К сожалению, среди этих фондов пока нет ни одного российского.



Ханнеке де Мюнк : Я надеюсь, что мой памятник понравится жителям Питера.


XS
SM
MD
LG