Ссылки для упрощенного доступа

Народные сходы в Абхазии и Южной Осетии: признает ли Россия независимость самопровозглашенных республик?


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Дмитрий Волчек: В Абхазии и Южной Осетии сегодня состоялись массовые собрания - народные сходы. На них были приняты обращения к президенту и парламенту России с просьбой признать независимость самопровозглашенных республик. Откликнется ли Россия на эти призывы? Хотя есть свидетельства, что решение в Кремле принято, не все эксперты считают, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии будет выгодно Москве.



Данила Гальперович: И в Абхазии, и в Южной Осетии народные сходы, принимая обращения к президенту и парламенту России, подчеркивали свои особые отношения с Москвой и то, что многие из жителей этих территорий имеют российское гражданство. Многие наблюдатели рассматривают эти массовые собрания как прямой ответ на очень прозрачный намек, сделанный Дмитрием Медведевым еще в самом начале конфликта. Тогда российский президент заявил о том, что Россия будет поддерживать и гарантировать недвусмысленно выраженную волю абхазцев и югоосетинцев. Вот они эту волю и выразили. В интервью Радио Свобода пресс-секретарь президента Абхазии Алхаз Чолокуа сказал, что обращение к России было естественным шагом, а обстановка в самопровозглашенной республике постепенно нормализуется.



Алхаз Чолокуа: Президент и парламент республики уже приняли обращение к народам мира, к руководству Российской Федерации. Но, тем не менее, есть традиция такая: когда решаются судьбоносные для страны, для народа вопросы, собираться всем миром, собираться всем народом и решать эти вопросы. Вопрос признания независимости Абхазии относится именно к таким вопросам. Это один из главных вопросов, который волнует наш народ уже на протяжении последних 20 лет.


Обстановка в республике спокойная. В минувший понедельник президент Абхазии Сергей Багапш подписал указ о снятии режима военного положения в той части Абхазии... это касается Гальского района, Очамчирского и части Гудерикского района, куда входит верхняя часть Кодорского ущелья. Отменено военное положение, как отмечается в указе, в связи с тем отражена агрессия Грузии в Южной Осетии и верхняя часть Кодорского ущелья освобождена от грузинских вооруженных формирований. В верхней части Кодорского ущелья не ведется никаких военных действий, ведутся работы по налаживанию мирной жизни. Беженцы - сваны, которые проживали на этой территории, уже возвращается потихоньку, уже более 100 человек вернулись в свои дома.



Данила Гальперович: В Грузии обращение Абхазии и Южной Осетии к России раскритиковали. Вот что, в частности, сказал в интервью Радио Свобода депутат грузинского парламента Петр Мамрадзе...



Петр Мамрадзе: К таким вот волеизлияниям мы привыкли давно. Это готовится в соответствующих институтах в Москве. Тут главное то, что всегда это только на вред - на вред общей атмосфере, на вред, кстати, в первую очередь России. России, кроме вреда, ничего не будет, если признают хоть независимость этих совершенно невозможных образований, хоть признают своей территорией. Все это только во вред, все это только временные вредные эффекты имеет, и никого результата в течение длительного времени иметь не может. Потому что Грузия признана в своих международных границах на декабрь 1991 года, и это не изменится. Это сейчас заявления на самом высшем уровне во всем свободном мире. И вы знаете, что, кроме Кубы и Фиделя Кастро, никто не поддержал Россию в той оккупации и агрессии, которую Россия и сегодня проводит в Грузии.


И во-вторых, потому что ситуация с точность наоборот: именно из этих регионов изгнаны грузины - из Абхазии и из Южной Осетии. Этническая чистка была направлена против грузин, так что беженцев-то больше всего у нас. И если эти беженцы вернутся в Абхазию, достойно и безопасно, и если проголосуют за то, каково будущее Абхазии… Когда нас пугали механизмом Косова, это было курам на смех, потому что механизм Косова означает, что все беженцы возвращаются на место своего проживания. Те, кто прибыли с оружием в руках, после событий не имеют права принимать участие в голосовании. И вот тогда посмотрим, как самоопределятся эти образования. Самое главное, почему все это совершенно нелегитимно, потому что все это происходит без воли того коренного населения, которое издавна жило в этих регионах.



Данила Гальперович: Какова же будет реакция мирового сообщества на возможное российское «да» независимости Абхазии и Южной Осетии? Отвечает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов...



Федор Лукьянов: Мне кажется, что на месте России с обещаниями надо быть очень осторожным. Проблема заключается в том, что признание Россией Абхазии или обеих территорий, в общем-то, ничего не меняет. Формально признание одной только Москвы не является выводом этих территорий из изоляции, потому что главный вопрос для них, в частности, для Абхазии, чтобы она была признана хотя бы частью мирового сообщества. У Москвы нет возможности, в отличие от Соединенных Штатов в случае Косова, обеспечить некоторое количество стран, которые признали Косово, вот у Москвы такой возможности нет, за нами никто не последует. Зато перспективы международного признания в случае односторонних действий России, на мой взгляд, очень сильно осложнятся, и ситуация окажется если не в полном тупике, то хотя бы в частичном. Ни в Европейской союзе, ни в США особой реакции на обращение схода абхазского народа не будет, это юридически ни к чему не обязывающее действие. Кроме того, насколько я помню, в Абхазии проходили референдумы, на которых выражалось желание стать независимыми. Вопрос заключается, на мой взгляд, сейчас в другом принципиальный: какая резолюция будет принята в Совете безопасности ООН о принципах урегулирования югоосетинского конфликта? Потому что если формулировки, которые будут там содержаться, будут допускать начало какой-то международной дискуссии по судьбе этих двух территорий (они сейчас уже увязаны намертво друг с другом, хотя ситуация всегда там была разная, в Абхазии - одна, в Южной Осетии – другая), если что-то в этой резолюции будет содержаться, позволяющее дальнейшее обсуждение, то я думаю, что с этого и начнется процесс самоопределения двух республик.



Данила Гальперович: Ожидается, что уже 25 августа Государственная дума и Совет федерации России соберутся, чтобы обсудить обращения с просьбой о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Можно предположить, что определять размеры и тон реакции российского парламента будут в Кремле и Доме правительства, и все зависит от принятого там решения. Если будет признано, что приобретение двух новых регионов важнее, чем ссора с мировым сообществом, то формулировки в решениях российского парламента могут быть довольно прямыми и содержащими слова типа «признание». Если же ссориться совсем Москва с Западом не готова, то в постановлениях Думы и Совета федерации стремление к независимости самопровозглашенных республик будет поддержано, а о самом признании как таковом речь пойдет вряд ли.


XS
SM
MD
LG