Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты пытаются просчитать: чьи санкции - России или Запада - будут серьезнее


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Кирилл Кобрин : Члены Совета Федерации и депутаты Госдумы единогласно проголосовали за независимость Абхазии и Южной Осетии. Обращения обеих палат парламента должен рассмотреть президент и принять окончательное решение. Шаги, предпринимаемые российской стороной в отношении Грузии, значительно ухудшили ее отношения с Западом. Эксперты пытаются просчитать - чьи санкции, которыми стороны пугают друг друга, будут серьезнее. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Любовь Чижова : Пока принято решение о приостановлении сотрудничества России и НАТО. Об этом сообщила представитель союза Кармен Ромеро. Решение будет действовать «до дальнейших распоряжений». Военный аналитик Александр Гольц полагает, что к серьезным последствиям ни для России, ни для стран североатлантического союза это не приведет.



Александр Гольц: Как мы знаем, НАТО была принята довольно жесткая резолюция в отношении войны между Россией и Грузией. НАТО заявило, что до вывода российских войск с территории Грузии будет прервана работа Совета Россия-НАТО. Россия дала на это адекватный ответ, прервав все военные связи с НАТО. Здесь надо понимать, что эти связи, которые количественно довольно многочисленны, в то же время не оказывают серьезного влияния на безопасность ни России, ни НАТО. Ну, например, Россия участвует двумя сторожевыми кораблями в операции «Джойнт Индевер» в Средиземноморье. Эти корабли должны перехватывать суда с оружием и наркотиками, которые следуют из Ближнего Востока в Европу. Отсутствие российских кораблей не прекратит операцию «Джойнт Индевер».



Любовь Чижова : Обозреватель газеты «Время новостей» Иван Сухов также полагает, что разногласия между Россией и Западом в связи с конфликтом в Грузии и Южной Осетии носят временный характер. Он уверен, что "холодной войны" не будет.



Иван Сухов : Я думаю, что идти до конца жестко Россия не готова, прежде всего, потому, что ее политическая элита интегрирована, в том числе и в финансовые институты Запада, и, в конечном счете, находится в зависимости от Запада. Поэтому идти жестко и возобновлять "холодную войну" в полном объеме, скорее всего, не получится. Хотя, может быть, и существуют какие-то политики, которым бы этого хотелось.



Любовь Чижова : Эксперт центра Карнеги Мария Липман оценивает конфликт России и Запада более серьезно. Она считает, что нынешнее обострение отношений приведет если не к "холодной войне", то к пересмотру миропорядка. Причем у России, по ее мнению, сейчас гораздо больше рычагов давления на Запад.



Мария Липман : Я думаю, что это обострение уже, скорее, надо описывать словом "кризис" между Россией, главным образом, и Соединенными Штатами. Речь идет, собственно, о пересмотре вообще миропорядка. Заявление России, заявление в таком фигуральном смысле, именно такое. Причем, Россия пыталась донести свою позицию до Соединенных Штатов уже довольно давно. Доносила она ее, главным образом, риторическим образом. В общем, одним из ярких таких примеров был мюнхенская речь Путина. Речь шла о том, что Россия имеет право на сферу влияния. Россия чрезвычайно настойчиво и жестко говорит о том, что она не потерпит, то есть сделает все возможное для того, чтобы в ее сферу влияния не проникало НАТО.


Никакой возможности о чем-то договориться на сегодняшний день я не вижу. Я думаю, что Россия хочет использовать то преимущество, которое у нее есть, застолбить, что называется, это положение, когда она действует так, как она считает нужным, когда и где считает нужным. Что может быть дальше? Отношения могут обостряться дальше. Мне представляется, что на сегодняшний день у России больше тот список из вещей, которые она может сделать, которые могут повредить интересам Соединенных Штатов. Это и переговоры по Ирану и Северной Корее. Это и взаимодействие с Соединенными Штатами в том, что касается доставки каких-то грузов в Афганистан, чему Россия оказывает содействие, а может перестать оказывать содействие. Была такая демонстрация того, что Россия может сделать поперек, так сказать, интересов США, когда посетил Москву сирийский президент, и стали идти разговоры о том, что Россия может разместить там какие-то свои вооружения или корабли в Средиземном море. Этот список больше, чем то неприятное, что мог бы сделать Запад по отношению к России. Запад, как мы видим, очень не един.



Любовь Чижова : Россию же пугают непринятием во Всемирную торговую организацию, «большую восьмерку», возможным бойкотом Олимпиады в Сочи и замораживанием российско-американского стратегического диалога. Мария Липман полагает, что аргументы России пока выглядят более весомо.



XS
SM
MD
LG