Ссылки для упрощенного доступа

Проблемы с молоком в Ленинградской области


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.



Марк Крутов : С начала года Ленинградская область потеряла больше тысячи голов скота. Петербуржцы платят за литр молока все больше, забывая при этом его, тот, который должен иметь свежий натуральный продукт. Эксперты говорят о том, что если город не примет программу дотирования сельского хозяйства, как это практикуется в развитых станах, пригородное животноводство может придти в упадок. Рассказывает Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : Сегодня в Петербург поступает молоко из 130 областных хозяйств, где содержится 170 тысяч голов крупного рогатого скота, 76 тысяч из них - это молочные коровы, дающие почти полторы тысячи тонн молока в день. Больше 60 процентов этого молока попадает непосредственно в город, но дополнительные дотации на его производство выделяет как раз не Петербург, основной потребитель, а Ленинградская область.


Необходима программа поддержки производителей молока, без нее пригородные хозяйства уже начали терять поголовье. Ленобласть с начала года уже потеряла одну тысячу голов. Цены на молоко и молочные продукты в городе стремительно растут, в то же время горожане жалуются на то, что качество молока оставляет желать лучшего. Недавно городские власти заговорили о необходимости реанимировать торговлю молоком из бочек, но специалисты говорят, что это связано с большими трудностями.


Еще в прошлом году петербургские заводы платили производителям молока меньше, чем стоило его производства, закупочные цены на молоко выросли за год на 65 процентов, на импортное сухое молоко - на 70 процентов. Чтобы остановить рост цен, нужна государственная политика, говорит коммерческий директор Петербургского молочного завода "Пискаревский", куда поступает 20 процентов всего молока из Ленобласти, Георгий Житмарев.



Георгий Житмарев : Если мы сегодня снизим цены на закупаемое сырое молоко до уровня лета прошлого года, то хозяйства не проживут и шести месяцев. Значит, нужна какая-то государственная политика. Например, Санкт-Петербург - единственный регион, который не дотирует сырое молоко. Почему? Потому что оно в нем не производится, но оно в нем пьется. А Ленобласть сталкивается с чем? Что оно датирует сырое молоко, которое пьется в другом субъекте Российской Федерации Санкт-Петербурге. Мы об этом нашим замечательным чиновникам рассказываем постоянно. Они не могут найти выхода из этого сложного положения. Хотя мне кажется, что все очень просто - пусть Санкт-Петербург датирует каждый литр молока, закупленный своими предприятиями-переработчиками в Ленобласти. Мы получим входную цену ниже, и не надо никакой бочкоторговли. Вот он выход.


Второй момент. Надо всю продукцию молочную, которая едет сюда из Прибалтики, из Финляндии, из Евросоюза, из Белоруссии нашей любимой, обложить налоговыми пошлинами. И эти пошлины транслировать непосредственно переработчикам-производителям на литр молока. Через 5 лет у нас будет молока достаточно по нормальной цене.



Татьяна Вольтская : Ни городского, ни областного бюджетов все равно не хватит для решения проблемы, говорит директор Ассоциации производителей молока, директор по управлению и координации закупок сельскохозяйственного производственного кооператива Племзавод "Детскосельский" Борис Речкин.



Борис Речкин : На уровне Ленинградской области поддержка есть. Выделены дополнительные дотации в размере 135 миллионов. Санкт-Петербург, к сожалению, на наши призывы пока не откликнулся. Здесь необходима помощь государства. Взяли кредиты, строим фермы, оснащаем по последним технологиям. Это строительство должно каким-то образом датироваться, как сделано в других странах. Если у тебя высокопродуктивное стадо, хорошее поголовье и производство молока, соответственно, или на литр молока или на голову дойной коровы тоже необходимо помогать. Эффективно ты используешь земли пашни, соответственно, гектар с твоих пашен то же самое - государством рассматриваться с тем, чтобы земля использовалась эффективно.



Татьяна Вольтская : Переработчики молока очень встревожены ситуацией с сухим молоком, говорит Георгий Житмарев.



Георгий Житмарев : По новому регламенту теперь все, что мы создадим с применением этого молока, мы должны будем назвать "молочный напиток". В одну кучу смешали и произведенный из высококачественного сухого молока, и с добавлением пальмового жира, и еще не знаю что. Это проблема. Производители выходят из этой ситуации собственными усилиями. Они наладили отправку молока в других регионы и его сушку, или заготовку в других формах консервации. Но если это молоко потом нам будет никак не реализовать в связи с новым техническим регламентом... Потому что нужно будет менять упаковку, надо будет иметь упаковку на лето и на зиму отдельные, при этом мы пишем "натуральное молоко", а зимой мы пишем "молочный напиток".


Второй вопрос. Перейдем 100 процентов на натуральное молоко. А тогда куда денем летние избытки? Сегодня хозяйству, если с ним разорвет длительный договор крупный переработчик, им некуда сдать это молоко. Ему придется резать скот. И уже 1 тысяча голов, 5 тысяч тонн молока потеряно. Существует некая проблема, из которой надо искать выход. Судя по всему, все-таки надо объяснять, что есть натуральное молоко, есть восстановленное молоко, есть уже молочные напитки и прочие продукты. Это должно быть по идее прописано в этом регламенте. Мы соответствующее предложение будем выносить.



Татьяна Вольтская : Ситуация с молоком, утверждают специалисты, напрямую связана с продовольственной безопасностью города, которая возможна только тогда, когда региональные производители обеспечивают продовольствием и город, и весь регион.



XS
SM
MD
LG