Ссылки для упрощенного доступа

В Душанбе 28 августа откроется саммит ШОС


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие журналист Аркадий Дубнов.



Сергей Тарасов: В Душанбе 28 августа откроется саммит глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества: Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана. Повлияет ли заявление президента России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии на повестку дня предстоящего саммита? Комментарий международного обозревателя газеты «Время новостей» Аркадий Дубнова.



Аркадий Дубнов: Ситуация в Грузии и Южной Осетии, несомненно, будет обсуждаться на саммите ШОС, который начнется завтра в Душанбе. Об этом заявил вчера официальный представитель китайского Министерства иностранных дел Цинь Ган. Однако это заявление прозвучало еще до того, как стало известно о том, что президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Это, очевидно, несколько меняет ситуации в преддверии саммита в Душанбе, поскольку, по данным, полученным из дипломатических источников в таджикской столице, до вчерашнего дня в проекте текста итоговой душанбинской декларации ШОС значились слова одобрения действий России по мирному урегулированию ситуации в Южной Осетии на основе подписанных шести принципов так называемого плана Саркози-Медведева. Но поскольку там речь шла исключительно о миротворческих действиях, а не о признании государственной независимости, то очевидно, что сегодня, в преддверии саммита, будут идти дополнительные согласования на уровне дипломатов стран шанхайской шестерки.


По всей видимости, Москва вряд ли может рассчитывать на безусловное одобрение своих действий по признанию независимости, которое она бы желала получить в первую очередь от Пекина. Поскольку даже если китайцы и одобряют решительные действия России по отстаиванию своих понимаемых в Кремле государственных интересов на Кавказе, направленных явно против интересов США и НАТО в регионе, то, с другой стороны, китайцы хорошо отдают себе отчет в том, что одобрение независимости сепаратистских режимов на Кавказе может ударить бумерангом по отстаиванию интересов Китая против сепаратистских настроений в Тибете, Синьцзяне, либо политики одного Китая, направленной против независимости Тайваня.


С этой точки зрения очевидно, что и для остальных стран шанхайской шестерки – Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана – вряд ли приемлемо сегодня однозначно присоединение к Москве и одобрение ее признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Это достаточно рискованное для них поведение ввиду того, что они должны искать баланс в отношениях между Вашингтоном и Москвой. Однако все станет известно уже завтра.


XS
SM
MD
LG