Ссылки для упрощенного доступа

Андреас Гросс: "Мы могли бы обсуждать на сессии ПАСЕ вопрос только об исключении из Совета Европы обеих стран - и России, и Грузии"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Данила Гальперович и Георгий Кобаладзе.



Кирилл Кобрин: Резкая международная реакция на решение России признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Высказывания самые острые. Москву обвиняют в нарушении международных норм, подозревают в подготовке агрессии в отношении Украины и говорят о возможности новой "холодной войны". Грузия заявляет, что пойдет на дипломатический разрыв с Россией.



Данила Гальперович: Надо сказать, что самой горячей и самой, пожалуй, разочарованной и гневной была реакция, из сегодняшних я имею в виду, Бернара Кушнера, главного переговорщика между Москвой и Тбилиси и министра иностранных дел Франции, которые еще 10-15 дней назад держался более-менее нейтрального тона, но теперь он говорит, что Россия нарушила международное законодательство, что Евросоюз не может мириться с данными нарушениями международного права, что следующими могут стать Украина и Молдавия, - например, спор о Крыме или спор о Приднестровье. И надо сказать, что это очень серьезное заявление для человека, который совсем еще недавно побывал во Владикавказе, видел российских беженцев и выражал им достаточно серьезное сочувствие. Видимо, Бернар Кушнер чувствует, что его обманули.


Накануне, надо сказать, члены Парламентской Ассамблеи Совета Европы выразили свое негодование по поводу признания, и генсек НАТО. Естественно, резче всех реагируют в самой Грузии, и оттуда - репортаж нашего корреспондента Георгия Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Российские войска по-прежнему находятся в портовом городе Поти, на черноморском побережье Грузии, в 200 километрах от Южной Осетии. По сообщению местной администрации, российские военнослужащие оборудовали несколько блокпостов на ключевых дорогах, в том числе на дороге в порт, и требуют от сотрудников порта, а также сотрудников местных госучреждений пропуска и аккредитации Министерства иностранных дел России. Свои действия они никак не объясняют, ссылаясь на приказ командования. В результате создавшейся ситуации порт Поти работает не в полном режиме.


Российские войска находятся также в так называемых «буферных зонах» по периметру границ Южной Осетии и Абхазии, углубляясь на десятки километров в собственно грузинскую территорию, контролируя тем самым значительную часть западной и центральной Грузии далеко за пределами территории Абхазии и Южной Осетии. Причем, например, в западной Грузии российские части стоят близ городков Чхороцку и Хобби, которые никогда не входили в зону безопасности грузино-абхазского конфликта.


Тем временем грузинские власти в основном надеются на политическую поддержку западных государств, а также на то, что действия России приведут к серьезному кризису в российской экономике. Так, во всяком случае, считает государственный министр по реинтеграции Темур Якобашвили.



Темур Якобашвили: Начинается отток западного капитала из России, российская экономика не может развиваться без этого капитала. Экономика России окажется в коллапсе, в первую очередь энергетика, где давно не осуществлялись инвестиции. Со своей стороны Грузия намерена резко сократить дипломатические отношения с Россией. Но мы будем действовать цивилизованно, чтобы не нанести ущерба простым гражданам.



Георгий Кобаладзе: Министерство юстиции Грузии сообщает, что уже подготовлен иск против России для внесения в международные судебные инстанции в связи с геноцидом грузинского населения Абхазии и Южной Осетии, а также этническими чистками в бывших грузинских автономиях.


Председатель парламента Давид Бакрадзе, находящийся в США, после первых же встречи с американскими политиками заверил соотечественников, что план России по оккупации Грузии и разрушения ее государственности полностью провалился.



Давид Бакрадзе: Как это ни печально для наших российских коллег, основной их план не осуществился: они не смогли полностью оккупировать страну и разрушить нашу государственность. Поэтому и пытаются выйти из ситуации односторонними мерами по признанию независимости Абхазии и Южной Осетии. Но для нас уже ясно, что это приведет к полной изоляции России. Об этом свидетельствуют итоги всех встреч, которые мы провели в США.



Георгий Кобаладзе: Тем временем в батумском порту разгружается гуманитарный груз (в основном это продукты питания), доставленный в страну уже вторым американским военным кораблем. Американские корабли не рискуют зайти в гораздо более удобный во всех отношениях порт Поти, поскольку там находятся российские военные.



Данила Гальперович: Вся первая часть репортажа Георгия Кобаладзе про то, где и как российские войска находятся в Грузии, конечно же, есть лишнее подтверждение тому, почему так разгневан Бернар Кушнер. Но надо сказать, что не все европейские политики думают, что Россию нужно как-то изолировать. Совершенно обратного, противоположного мнения придерживается член Парламентской Ассамблеи Совета Европы, швейцарец Андреас Гросс, который дал интервью Радио Свобода.



Андреас Гросс: Я не думаю, что какие-либо страны в Комитете министров Совета Европы наберут большинство, если они потребуют исключения России. Но я уверен, что это предложат некоторые члены Парламентской Ассамблеи Совета Европы. При этом мы могли бы обсуждать на сессии ПАСЕ в сентябре вопрос только об исключении из Совета Европы обеих стран - и России, и Грузии. Но здесь ясно, что, исключая обе страны, мы оставляем их вне нашего влияния, вне возможности говорить с ними. Самая большая ошибка, которую Запад и, в частности, Европа могут допустить - это оставить Россию в изоляции. Ведь ни для кого не секрет, что в России тоже есть люди, которые хотели бы уже избавиться от членства в Совете Европы. Совет Европы все время беспокоит, он все время говорит о некоторых проблемах, на тему которых российские чиновники ничего не хотят слышать. Некоторые российские официальные лица хотят создать с Китаем и даже Индией создать нечто вроде антиевропейского или антиамериканского блока. Я думаю, мы не должны помогать таким людям.


Мы должны говорить жестко, чтобы заставить Россию слушать нас, но для этого Россия должна быть в Совете Европы. Что касается грузин, то мы должны им сказать, что Саакашвили несет большую ответственность за то, что оба эти региона - Абхазия и Южная Осетия - потеряны для Грузии. Грузия находится в Европе, и США - не соседняя с ней страна. Европейцы должны научиться не способствовать имперским проявлениям ни с какой стороны, в том числе и со стороны США. Ведь большая ответственность лежит на Соединенных Штатах и НАТО за то, что подтолкнуло Саакашвили к этой ошибке.



Данила Гальперович: Вполне возможно, что Дмитрий Медведев, когда говорит о том, что Россия по-разному в этом кризисе будет взаимодействовать с США и Европой, полагается как р аз на вот такую точку зрения.


XS
SM
MD
LG