Ссылки для упрощенного доступа

В Душанбе проходит саммит ШОС


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие журналист Аркадий Дубнов.



Марк Крутов: Сегодня все внимание российского руководства, экспертов и политологов обращено к саммиту Шанхайской организации сотрудничества, который открылся в Душанбе. На нем, как многие полагают, Россия рассчитывает получить хотя бы косвенную поддержку своих действий от азиатских партнеров. В ШОС, напомню, входят Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Вероятно ли, что какая-то из этих стран поддержит решение России признать независимость двух кавказских республик? Об этом я хочу спросить обозревателя газеты «Время новостей» Аркадий Дубнова, который сейчас находится на саммите ШОС.



Аркадий Дубнов: Думаю, что положительный ответ на ваш вопрос дать трудно в смысле того, что ожидание явных выступлений в поддержку признания со стороны Москвы независимости Южной Осетии и Абхазии здесь не прозвучало. Сейчас заканчивается пленарное заседание в расширенном составе ШОС, уже выступают страны-наблюдатели, в частности, в эти минуты выступает президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. Так вот, в публичных выступлениях не было ни одним из глав государств выражена такого рода поддержка действиям России. Единственное, что на этот счет известно, это строки в итоговой декларации, которые пока нельзя, до подписания этого документа, озвучивать, но в общем смысле – выражается поддержка действиям России, направленным на урегулирование мирным путем ситуации вокруг южноосетинского вопроса и приветствуется одобрение шести принципом Медведева-Саркози.


Что же касается акта о признании Россией Цхинвали и Сухуми, об этом явно здесь не говорится. Как мне стало известно, формальная позиция Москвы состоит в этом вопросе следующим образом: это не дело ШОС – оценивать двусторонние отношения одного из государств – членов организации с каким-либо другим государством. То есть отношения Москвы с Цхинвали и Сухуми – это дело Москвы, и к проблематике ШОС это не имеет никакого отношения.



Марк Крутов: Аркадий, встречался ли уже президент России Дмитрий Медведев с главой Китай Ху Цзиньтао? Многие эксперты полагали, что именно от этой встречи многое зависит.



Аркадий Дубнов: Да, я тоже так считал. Эта встреча прошла вчера, она состоялась фактически сразу же после прилета президента Медведева в Душанбе. По тем данным, которые существуют, этот вопрос был затронут в формулировке российского президента, как он выразился в протокольной части, он «проинформировал о действиях России в связи с ситуацией вокруг Южной Осетии и Абхазии». А о реакции Ху Цзиньтао на эту информацию и вообще о позиции Пекина по этому вопросу ничего не известно. Я думаю, судя по выступлению сегодня Ху Цзиньтао на пленарном заседании, судя по разговорам в кулуарах, ни одна из стран, в первую очередь Китай, не будет публично выражать свое отношение к акту признания.


Я хотел бы еще добавить, что довольно резкие оценки ситуации, естественно, прозвучали только от одного лидера – российского. Президент Медведев в своем выступлении на расширенном заседании довольно категорично и резко выразился по отношению к ситуации. Я процитирую, он назвал «безответственными и преступными» действия грузинского руководства, он назвал это грузинской агрессией против Южной Осетии. Он сказал, что хорошо известно, кто попустительствовал властям Грузии и даже подстрекал их, преследуя свои корыстные цели. Он сказал, что такое поведение непозволительно и должно пресекаться. В этом смысле это было единственное резкое заявление, прозвучавшее из уст только одного главы государства – члена Шанхайской организации.


XS
SM
MD
LG