Ссылки для упрощенного доступа

Конфликт в сербской православной церкви по поводу независимости Косово


Ирина Лагунина: Сербскую православную церковь в эти дни сотрясает конфликт, в центре которого - политика церкви и государства и разные подходы к проблеме провозглашённой в одностороннем порядке независимости Косово.



Айя Куге: Открытый конфликт разразился между владыкой Артемием, управляющим Косовской епархии, и его помощником, викарием-епископом Теодосием. Епископ Артемий попытался сменить руководство крупнейшего сербского мужского монастыря Высокие Дечаны, во главе с епископом Теодосием, обвиняя их в создании в епархии двоевластия. Братия монастыря отказала владыке Артемию в повиновении, пошло на открытый бунт. Монахов поддержали некоторые влиятельные священники и большинство косовских сербов-мирян. Грозит ли раскол Сербской православной церкви вплоть до отделения от неё Рашко-Призренской епархии, расположенной в Косове? Этот вопрос волнует не только сербскую церковь. Больше всего озабочены сербы, проживающие в Косове. Ведь временами именно церковь была их главной опорой, священники и монахи, в отсутствии системы органов сербской власти, решали многие злободневные проблемы сербского населения. Чтобы разъяснить ситуацию в Сербской православной церкви, я обратилась к ведущему белградскому специалисту по церковным вопросам, социологу религии Мирко Джорджевичу.



Мирко Джорджевич: Сербская православная церковь тесно связана с Косовом, и это не пустая фраза. В Косове находится епископат и центр Рашко-Призренской епархии, которая действительно является колыбелью сербской церкви. Однако в ходе событии последних лет в Косово, сербская православная церковь сориентировалась в событиях не лучшим способом. Она больше придерживалась исторических и мифологических схем, чем реальности. Поэтому и случился нынешний конфликт, причина которого – как раз в восприятии ситуации в Косове. Конфликт содержит два аспекта, один из которых церковный, а другой (важнейший) – чисто политический.



Айя Куге: Предстоятель православной церкви в Косове Артемий призывает к восстановлению и утверждению церковно-канонического порядка в епархии, не скрывая, однако, что его разногласия с братством монастыря Высоки Дечаны имеют и политическую подоплёку. Владыка Артемий в последние годы стал одним из самых радикально настроенных церковных иерархов, близким к националистически ориентированным политическим партиям. Он, вопреки решениям церковного руководства, собирался подавать в международный суд в Страсбурге иск против четырех европейских государств, которые участвовали в бомбардировках Сербии в 1999 году. Собор Сербской православной церкви решал вопрос о снятии с епископа духовного чина. Епископ Артемий отказывается от восстановления церковных объектов, разрушенных косовскими албанцами, на средства правительства Косово, несмотря на то, что согласие на такой шаг дал Святой синод, а меморандум об этом подписал сам патриарх.



Мирко Джорджевич: Суть конфликта - политическая. Владыка Артемий не скрывает своих политических взглядов. С конца минувшего года он семь раз обращался к средствам массовой информации с сообщениями, в которых утверждал, что президент Сербии Борис Тадич и министры обороны и иностранных дел Шутановац и Еремич предатели, которые не желают защищать Косово. Владыка потребовал силой вернуть Косово в состав Сербии. Перед выборами Артемий призывал не допустить победы демократа Тадича, поддерживал националистов.


Викарий-епископ Теодосий думает по-другому: по его мнению, церковь - не та сила, которая должна определять границы государства, статус Косова. По словам священника, сербское духовЕнство в Косове должны выполнять только свою церковную миссию, заботиться о сохранении святынь, помогать народу и сотрудничать даже с албанскими властями, чтобы обеспечить нормальное существование и сохранение сербской церкви и сербского населения.



Айя Куге: Косовские сербы выступили с письмом в защиту епископа Теодосия, утверждая, что без его материальной, духовной и моральной поддержки они не просуществовали бы в Косово ни дня. По реакции обычных сербов можно заметить: на стороне епископа Теодосия чаще всего люди, проживающие в изолированных анклавах в центральной части Косова, в районе Метохия. Сербы из прилегающего к Сербии, северного региона Косова чаще всего лишь выражает озабоченность конфликтом внутри церкви, утверждая, что церковные ссоры компрометируют их борьбу за возвращение области в состав Сербии.



Мирко Джорджевич : Именно это подтверждает мой тезис о том, что конфликт - политической природы. Сербы на севере, которые больше связаны с Сербией, которым поэтому легче живётся, склоняются к националистам; им идеи Артемия близки. Сербы из косовских анклавов – за епископа Теодосия. Но большинство населения поддерживает Тодосия - люди понимают, что националистическая и изоляционистская политика не принесёт хороших результатов.



Айя Куге: Конфликты и раскол характерны не только для Сербской православной церкви. В современных условиях повсюду в церковных кругах разгораются распри между сторонниками реформ и сторонниками догматического подхода к канонам. Как дела по этому вопросу обстоят в Сербии?



Мирко Джорджевич: Соотношение этих течений в Сербии неизвестно. Сторонники консервативного подхода – все-таки имеют преимущество. Ситуация в Сербской православной церкви отличается от ситуации в Русской православной церкви: как мне кажется, клир в России намного реальнее смотрит на современные течения. Нынешний драматичный конфликт среди сербского духовенства в Косове, с взаимными обвинениями и даже драками – это горькие плоды клерикализации страны. Бывший премьер-министр Сербии Воислав Коштуница годами форсировал включение церкви во все сферы политической жизни. Это никогда ничего хорошего не приносит обществу, а ещё меньше самой церкви. Хорошо, что пока всё ограничивается личным конфликтом, но если он не будет преодолён, я не исключаю возможность серьезного раскола в Сербской православной церкви. А такие церковные расколы иногда не исцеляются десятилетиями, и даже веками.



Айя Куге: Священный Синод Сербской православной церкви в понедельник рассмотрел конфликт в косовской епархии и призвал прекратить распри священных лиц. Конфликт, насколько понятно, заморожен до октября, когда должен заседать Архиерейский собор. Приостановлено решение епископа Артемия о смене руководства монастыря Высоки Дечаны. Синод не только не поддержал это решение, но потребовал и объяснений в связи с разными финансовыми махинациями в епархии, с продажей церковной земли косовским албанцам, с недвижимостью, которую косовский владыка Артемий имеет в Сербии. Кажется, Сербская православная церковь впервые открыто поднимает вопрос денежных сделок своих священников?


Говорит белградский социолог религии Мирко Джорджевич.



Мирко Джорджевич: Владыку Артемия в финансовых махинациях, в накоплении богатств, в сребролюбии, обвиняет не противники, а именно руководство Сербской православной церкви. Этот случай не единственный - финансовые сделки и частный бизнес в нашей церкви является болезненной проблемой, которая прежде всегда скрывалась.



Айя Куге: Епископ Артемий выступил с заявлением о том, что его пытаются отстранить от руководства аперхии из-за независимой позиции по вопросу о независимости Косова.



Сообщение Артемия: Жалкие попытки дискредитировать личность владыки Артемия ясно указывает на компанию, которая координируется из одного центра. Владыку хотят устранить по распоряжению Пентагона - потому, что он, единственный, препятствует окончательному захвату нашей территории и созданию мафиозно-бандитского формирования Великая Албания.



Айя Куге: Конфликты в сербской церкви, считают наблюдатели, активировался и потому, что недалек тот день, когда предстоит избирать нового Патриарха. Нынешнему патриарху Павелу в сентябре исполнится 95 лет. Он уже почти год непрерывно находится в больнице, но свой пост оставлять не желает. Тем временем, епископы ведут борьбу за власть, а высшие церковные органы без патриарха не в состоянии нормально функционировать. Поэтому возникают опасения, что конфликт косовских епископов не будет разрешён на Арихиерейском Саборе. Святой синод также работает не в полном составе, нужно избирать двух новых его членов, но без присутствия патриарха это невозможно. Говорит


белградский журналист Миленко Пешич.



Миленко Пешич: Функция патриарха является пожизненной, но практически теперь Сербской православной церковью управляет митрополит Амфилохий, как самый старший епископ Святого синода. В мае Церковный собор - впервые с 1990 года, когда был избран патриарх Павел - прошёл без его присутствия поэтому никакие важные решения не могли быть приняты, без подписи Патриарха они не действительны. Поэтому нынешняя конфликтная ситуация – только увертюра накануне выборов патриарха.



Айя Куге: Наблюдатели оценивают сложившуюся в Сербской православной церкви ситуацию как вызывающую крайнее беспокойство. Отсутствие согласия в духовенстве негативно влияет на саму церковь, на государство, а больше всего тревожит сербов из Косова.


XS
SM
MD
LG