Ссылки для упрощенного доступа

В Беслане проходят траурные мероприятия в связи с четырехлетней годовщиной захвата школы


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Беслане Алан Цхурбаев.



Марк Крутов: Беслан, 1 сентября 2004 года. Сегодня исполняется четыре года с начала трагических событий, потрясших Россию и весь мир. Группа боевиков захватила учителей и учеников бесланской школы №1, всего более 1200 человек. Все началось перед торжественной линейкой, начавшейся в 9 часов по московскому времени, а завершилось через несколько дней штурмом силовых структур. Число погибших взрослых и детей превысило 300 человек. Что будет происходить сегодня, в этот трагический день, в Северной Осетии, расскажет наш корреспондент.



Алан Цхурбаев: Траурные мероприятия в Беслане пройдут по уже сложившейся печальной традиции. В 9 часов 15 минут утра, когда четыре года назад школу №1 захватили террористы, во дворе прозвучит удар колокола. С этого времени в школу будут идти все желающие почтить память погибших. Будет звучать траурная музыка, во дворе зажгут поминальные свечи. Учебный год здесь начнется только 5 сентября.


Как считает сопредседатель комитета «Матери Беслана» Аннета Гадиева, вину за случившееся должны нести чиновники.



Аннета Гадиева: То, что, в общем-то, правоохранительные органы, ФСБ не отреагировали должным образом по предотвращению теракта, это факт. И его тоже не могут просто так отмести. Факт тот, что когда уже случился захват заложников, то врали, говорили о неправильном количестве заложников, преднамеренно снижали количество. Не вели переговоры, а говорили, что террористы не идут на переговоры. То есть мы говорим только о тех вещах, которые уже доказаны. Мы не говорим, что мы предполагаем и так, мы говорим о тех вещах, которые доказаны на судебных процессах.



Алан Цхурбаев: Однако, по словам Аннеты Гадиевой, было бы нечестно перед памятью погибших детей сдаваться и останавливать поиски правды. Поэтому женщины намерены и дальше вести собственное расследование.



Марк Крутов: Действительно, по мнению многих родственников погибших в Беслане, объективное расследование тех событий так и не было проведено, одним осужденным боевиком список виновных в бесланской трагедии отнюдь не исчерпывается. Матери погибших детей создали свою общественную организацию «Матери Беслана», создали свой сайт и уже не один год ведут активную общественную кампанию, чтобы добиться от властей хотя бы честной оценки событий 1-3 сентября 2004 года. Сейчас с нами на прямой связи лидер этой организации Элла Лазаревна Кесаева.


Элла, спасибо, что согласились принять участие в нашей программе. Примите, во-первых, мои самые искренние соболезнования в связи с сегодняшней тяжелой датой. И напомните, какие пункты официальной версии этих событий вызывают у вас наибольшие сомнения?



Элла Кесаева: Наибольшие сомнения вызывает, вернее, мы знаем правду, что в приговоре по Кулаеву и в других обвинительных заключениях единым росчерком указано, что все заложники погибли от рук террористов. И мы ни в коем случае не выступаем за террористов, они способствовали тому, что погибли заложники, но, тем не менее, уголовное дело на то и ведется, и расследование, чтобы установить причину гибели каждого заложника, а не одним росчерком, без расследования, без суда обвинить только террористов. Потому что здесь были действия полутора тысяч военных, каждый из них стрелял в сторону школы и танками, и огнеметами, и причина гибели большинства заложников на сегодняшний день документально, с помощью экспертизы не доказана.



Марк Крутов: Вам, вашей организации удалось ли за последний год хоть как-то приблизиться к выяснению правдивых обстоятельств трагических событий в Беслане? В первую очередь, конечно, я говорю о штурме школы.



Элла Кесаева: Да, мы знаем, что танки применялись во время штурма. Через полтора часа начали применять танки. Первые жертвы были вызваны применение огнемета извне спецназом. И далее через 40 минут было выпущено более 10 огнеметов по зданию, именно по спортзалу, где было более тысячи заложников. Это целенаправленное убийство заложников. Почему они это сделали – это уже другой вопрос, но факт остается фактом, что многочисленные показания заложников, научные исследования доктора взрывотехнических наук Савельева Юрия Петровича, независимого эксперта, и нашей парламентской комиссии привели к таким заключениям. А официальная версия, конечно, говорит: нет, мы применяли, но вечером.



Марк Крутов: А почему, как вы считаете, официальные лица и в Северной Осетии, и вообще в России, которые занимались расследованием этих событий, не признают эти факты?



Элла Кесаева: Потому что это преступление конкретно, не то что просто силовиков. Уголовное дело на то и есть, что силовики имеют фамилии, должности, и за этими должностями, если есть признание их вины, должны быть суды. Цепочка бы потянулась, и потянулась бы к руководству страны. Мы по Кулаеву остановились на заместителе Патрушева. Тихонова, Проничева, Анисимова – их не дали нам вызвать, и суд закрыли. И дальше цепочка потянулась, я думаю, к первому лицу и пришла бы. И поэтому идет оттуда, от самого высшего руководства страны давление на объективное расследование, чтобы именно ни одно должностное лицо не было привлечено к ответственности.



Марк Крутов: Элла, ваша организация «Матери Беслана», несмотря на то, что прошло уже 4 года, и пока, в общем-то, ничего сделать не удается в направлении, о котором вы сказали, будет ли она пытаться работать и дальше и пытаться все-таки добиться признания властями вашей точки зрения на происходившее тогда?



Элла Кесаева: Я хотела бы уточнить, что мы – это организация «Голос Беслана», и мы являемся заявителями в Страсбург, у нас более 200 человек уже являются заявителями, каждый их них свидетельствует о том, что происходило в школе. И мы очень надеемся на то, что Европейский суд вынесет решение. Притом мы надеемся на приоритет. Потому что такое большое количество времени, «Норд-Ост» более пяти лет уже стоит в очереди, и никак не рассмотрят, - это очень долгий срок для тех людей, которые по большей части являются инвалидами. И у нас уже умирают потерпевшие и могут не дожить до рассмотрения. Поэтому мы будем просить приоритета. Кроме этого, в Беслане произошло военное преступление, и в этом отношении оно срока давности не имеет, и мы будем настаивать, обращаться и в другие международные суды, чтобы возбудить уголовные дела по нашим материалам дела на высокопоставленных должностных лиц России.



Марк Крутов: Спасибо, Элла Лазаревна.


XS
SM
MD
LG