Ссылки для упрощенного доступа

Предвыборная кампания как шоу-бизнес: денверский триумф Барака Обамы


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ян Рунов и Софья Корниенко и политолог Андрей Пионтковский.



Дмитрий Волчек: В Денвере, штат Колорадо, на этой неделе прошел Съезд Демократической партии США. Об итогах Съезда - наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов.



Ян Рунов: О том, что Съезд Демократической партии пошёл успешно, говорят результаты опроса общественного мнения, проводимые теперь ежедневно Институтом Гэллапа. Если перед началом Съезда голоса избирателей делились между МакКейном и Обамой поровну – 45 на 45, то на следующий день после закрытия Съезда 49% опрошенных готовы были голосовать за Обаму и только 41% за МакКейна. Это показатель успеха. Разрыв мог быть и больше, но он, видимо, сократился после того, как МакКейн назвал кандидатом на пост вице-президента женщину – губернатора Аляски.


Речь Барака Обамы, которой завершился Съезд, убедила многих ранее сомневавшихся сторонников Хиллари Клинтон в том, что можно голосовать за Обаму. Это важное достижение.


Об итогах съезда в Денвере, штат Колорадо, рассказывает директор исследовательских программ в колорадском Институте «Индепенденс» Дэвид Копел:



Дэвид Копел: Я думаю, Съезд прошёл очень успешно для демократов. Они сумели объединиться. Они собрали высокого класса политиков, агитировавших за Обаму. На партийных съездах в наше время, в отличие от тех, что были 100 или даже 30 лет назад, уже не решается вопрос, кого из кандидатов номинировать на пост президента. К съезду решение теперь уже готово. Поэтому съезд – это тщательно срежиссированный спектакль для показа по телевидению. Но своей речью Обама показал, что он – серьёзный кандидат в президенты, а не просто привлекательный персонаж на телеэкране.



Ян Рунов: В Демократической партии опасались, что Хиллари и Билл Клинтон затмят Обаму...



Дэвид Копел: Конечно, роль Клинтонов была очень важной, и они вошли в историю вместе со съездом. Действительно, опасений было много: что они скажут, как будут себя вести. И Хиллари и Билл Клинтон говорили великолепно и очень убедительно поддержали Обаму. Не к чему было придраться. Главной задачей Съезда было убедить сторонников Хиллари Клинтон голосовать за Обаму, а не за МакКейна. Думаю, эту задачу Съезд, в общем, выполнил. Обама был представлен в самом привлекательном свете. Но на следующей неделе откроется Съезд Республиканской партии и в связи с этим появится немало негативных материалов об Обаме, в частности, о его дружбе с разного рода радикальными лидерами вроде Уилляма Эйерса, в прошлом одного из руководителей студенческой маоистской террористической группы. Но пока, Съезд Демократической партии проделал хорошую работу, пытаясь доказать людям, почему им есть смысл голосовать за Обаму.



Ян Рунов: Мой коллега в Денвере, корреспондент Радио «Свобода» Хезер Маер к этому добавила:



Хезер Маер: Избиратели оказались перед трудным выбором: те, кто не хотят рисковать, кто хотят определённости, предсказуемости, те будут голoсовать за МакКейна. Но судя по опросам общественного мнения, 75% американцев недовольны политикой Вашингтона и хотят существенного изменения курса. Если американцы явятся на избирательные участки с таким настроением, то они могут избрать человека, который всего несколько лет как в Вашингтоне. Они предпочтут рискнуть и поставить на Обаму, в надежде, что он принесёт перемены, в которых нуждается Америка.



Ян Рунов: На следующий день после закрытия Съезда, Барак Обама с женой Мишел, и Джо Байден с женой Джилл отправились на агитационном автобусе в поездку по штатам. Поездка называется «На пути к переменам». Первая остановка – в штате Пенсильвания. Затем будут Огайо и Мичиган – это самые, так сказать, рабочие, промышленные штаты, где избирателей особенно волную проблемы экономики. Тем временем республиканцы заканчивают приготовления к открытию своего Съезда, который пройдёт в городе Сэнт-Пол, штат Миннесота, с 1 по 4 сентября. До дня выборов нового президента США остаётся 2 месяца.



Дмитрий Волчек: Как уже сказал Ян Рунов, вопреки ожиданиям Джон МакКейн в качестве своего напарника и потенциального вице-президента выбрал губернатора Аляски Сэру Пейлин. Примечательный факт из биографии Пейлин: в 84 году она заняла второе место на конкурсе красоты «Мисс Аляска». Вот что думает о выборе МакКейна приглашенный профессор Гудзоновского института в Вашингтоне Андрей Пионтковский.



Андрей Пионтковский: Я думаю, что этот выбор губернатора Аляски – это решение буквально последних часов, которое созрело у МакКейна в результате анализа съезда Демократической партии. Демократам не удалось преодолеть тот острый разрыв, который сложился во время праймериз. Недовольная часть электората, особенно женская, электората Хиллари, так и не смирилась с выбором Обамы и, естественно, он им предлагает женскую кандидатуру в надежде еще большое количество привлечь на свою сторону. На федеральном уровне она абсолютно неизвестный политик, в том числе по этой причине, я считаю, что это не очень удачный выбор. Для феминисток, на которых сейчас рассчитывает МакКейн, выдвижение – это не какое-то революционное взятие новой вершины. Я напомню, что была женщина, баллотировавшаяся в вице-президенты, в 84 году, и не произвело большого впечатления, довольно неудачно эта пара выступила.



Дмитрий Волчек: Предвыборная кампания – это не просто борьба за голоса избирателей, конкуренция политических программ, но и грандиозное шоу с тысячами участников. Тему продолжит Софья Корниенко.



Софья Корниенко: На съезд демократической партии США в Денвер слетелись не только политические джанки с журналистами. Сюда приехали и представители различных политических партий из европейских стран, чтобы поучиться «делать шоу». Ультра-плоские, гигантские экраны с высоким разрешением – еще никогда политики не были столь отчетливо близки к зрителю. Интересные световое решение – свет со сцены словно обнимает зрительный зал, и толпа тоже чувствует себя частью зрелища. Хиллари Клинтон отрекается от поддержки своих делегатов и призывает единогласно поддержать Обаму, одетая в веселый оранжевый костюм – подчеркнутое отсутствие горечи поражения: этот цвет считается отличным антидепрессантом. Вся обамова семья как в мыльной опере – потенциальную Первую Леди зрителям представил брат, затем Мишель говорит о личном – о любви к детям, а затем и сами дочери Обамы уверенно кокетничают на сцене (а ведь еще совсем недавно их отец выражал сожаление, что представил их в Голливуде). Виновник торжества беседует с дочерьми через телемост. Маленькие силуэты девочек чернеют на фоне огромного, улыбающегося лица Обамы на экране. «Для них он – бог, а для вас?» - так, наверное рассуждали режиссеры съезда. На следующий день Обама как «дэус экс макина» неожиданно появляется в Денвере живьем. Перед концертом – извините, спичем – запланированным на четверг. Как в любом кассовом сериале в Денвере присутствует интрига – несостоявшееся покушение на убийство, и немного трагедии – умирающий благородный, но второстепенный герой – сенатор Эдвард Кеннеди. Изображения Обамы не похожи на конвенциональные изображения политика. Он пошел дальше Саркози, который женился на поп-звезде и секс-символе, он сам стал поп-звездой. В Нью-Йорке открылась выставка работ, посвященных образу Обамы – который, напомним, еще даже не президент. Устроитель выставки Йесси Сарджент объясняет:



Йесси Сарджент : Люди искусства с энтузиазмом воспринимают эту президенсткую кампанию. Обама – первый кандидат в президенты, в чью программу официально входит стратегия поддержки развития искусства. В нашей выставке участвуют и художники, известные своими республиканскими взглядами, настолько им небезразлична кампания Обамы. Обама заинтересовал их, зацепил их своим вниманием к их цеху.



Софья Корниенко: Зацепил Обама и популярных актеров. Обамомания (в том числе, и в одежде) – модная тенденция в Голливуде. Многочисленные представители мира синема поделились своими переживаниями в интервью «Ассошиэтед Пресс». Актер Джош Лукас:



Джош Лукас : Если поездить по миру, невозможно не заметить, сколько вокруг энтузиазма по поводу страны, которую принято уже было считать потерянной, но которая вдруг вновь взяла себя в руки настолько, что стали возможны такие перемены — стало возможно избрание на пост президента не просто афроамериканца, а человека с экзотическим именем Барак Обама. В происходящем столько значимых деталей, что, я думаю, многие за пределами США сегодня сказали себе: «Эй, может быть, эти американцы все-таки нормальные люди?»


Актриса Энн Хэтевей:



Энн Хэтевей : Вначале я немного побаивалась Обамы, когда он только начал свою кампанию. Я тогда подумала: «Я уже обжигалась раньше благодаря таким, как ты. Обжигалась из-за политиков, в которых я хотела верить, а они эту веру предавали». Я боялась доверять ему, боялась надеяться. Но после его речи, в которой он говорил о расовом вопросе, я поняла, что больше не могу скрывать своих чувств по поводу Барака Обамы, и что я хочу, чтобы он стал президентом.



Софья Корниенко: Как известно, около месяца назад статьи в глянцевых изданиях о потных майках и натренированных ягодичных мышцах вышли Бараку Обаме боком. Советники его соперника Джона МакКейна полистали книжки по медийной философии и теории симулякров и отправили дедушку Маккейна в атаку с лозунгом, что, мол, Обама – и есть такой симулякр, пустой селебрити, раздутый имидж без содержания и страной править не готов. Для наглядности МакКейн выпустил ролик, в котором Обама сравнивается с Пэрис Хилтон и Бритни Спирс. В ответ голливудские селебрити назвали позицию МакКейна лицемерной. Актриса Эллен Берстин:



Эллен Берстин : По-моему, Маккейн пытается представить звездность Обамы как недостаток просто потому, что сам ничем подобным похвастаться не может. Политики всегда извлекали выгоду из связей в Голливуде, потому что публичные личности Голливуда способны привлечь к фигуре политика дополнительное внимание. Я думаю, что и МакКейн не возражал бы, если бы Голливуд оказал ему подобную поддержку.


Актер Тим Дейли:



Тим Дейли : Что-то республиканцы быстро забыли, что самым яркыим политиком от их партие за последние лет сто был Рональд Рейган – самая настоящая кинозвезда, селебрити. Республиканцы вообще любят, чтобы в политические должности занимали актеры. Шварценеггер, Сонни Боно, Фред Томпсон – извините, но чья бы корова мычала?



Софья Корниенко: Некоторые иконы современного гламура даже ответили МакКейну собственными видео-роликами. После нашумевшего видео Пэрис Хилтон, в котором она, не вставая с пляжного кресла, предложила МакКейну подумать о душе, с новым выпадом в адрес кандидата от республиканцев выступила Мадонна. Во время исполнения нового хита Get Stupid на концерте в Кардиффе, с которого началось ее очередное мировое турне, певица использовала видеоряд с мелькающими фотографиями МакКейна, Гитлера и зимбабвийского диктатора Мугабе. Фотография Обамы мелькала в связке с Махатмой Ганди и Джоном Ленноном. Пресс-атташе штаба республиканцев охарактеризовал сравнение МакКейна с фюрером как неприемлемое. На самом деле, неприемлемо другое: в симулякр грозит превратиться вся предвыборная гонка, катализаторами которой уже давно стали не идеи, а рекламные образы. На один только ролик, в котором Обама обвиняется в том, что он похож на Пэрис Хилтон, Маккейн тратит 400 тысяч долларов в день – почти весь свой рекламный бюджет. А ажиотаж вокруг лозунга Обамы «Мы можем поменяться» напоминает ажиотаж неофита вокруг модной книги жанра селф-хелп. Вместе все это напоминает бегство – в мир глянцевый из мира реал-политик.




XS
SM
MD
LG