Ссылки для упрощенного доступа

«Я, Чита». Литературный дебют шимпанзе


Чита впервые появился в голливудских фильмах о Тарзане с середины 1930-х годов
Чита впервые появился в голливудских фильмах о Тарзане с середины 1930-х годов

Биография самой известной обезьяны кинематографа, шимпанзе Читы, вошла в список десяти претендентов на премию газеты The Guardian за лучший литературный дебют. Книга называется «Я, Чита» [Me Cheetah] и написана от первого лица. Жюри премии получило от издательства Force Estate гарантии под присягой, что автор книги, кто бы он ни был, действительно дебютант.


Об этом литературном курьезе рассказывает обозреватель Радио Свобода Наталья Голицына: «Не вызывает сомнений, что Чита станет обладателем премии "Гардиан" хотя бы уже потому, что это чревато увеличением тиража самой газеты и серьезным доходом от рекламы. К тому же во главе жюри стоит литературный редактор "Гардиан" Клэр Армисет, которая, конечно же, не упустит этой выгоды. Однако более всего удивляет даже не факт выдвижения знаменитого самца шимпанзе на литературную премию, а то, что Чита все еще жив — абсолютный мировой рекорд долгожительства для обезьян.


Чита впервые появился в голливудских фильмах о Тарзане с середины 30-х годов, которые приобрели бешеную популярность в послевоенном Советском Союзе, куда они попали в качестве немецких трофеев. Фотографии Читы широко продавались на рынках Москвы, Ленинграда и других городов. Любопытно, что Чита пережил своих коллег по блокбастерам о Тарзане Джонни Вейсмюллера и Морин О'Салливан.


Чита был одним из самых популярных актеров Голливуда вплоть до 1964 года, когда на съемках фильма "Доктор Дулиттл" он покусал актера Рекса Харисона. После этого Читу отправили на пенсию и поселили в доме для пожилых шимпанзе в Палм-Спрингс в Калифорнии. В опубликованных отрывках из книги "Я, Чита" есть такие строки: "Когда я возвращаюсь к своим последним дням в Африке, я не могу не вспомнить слов, сказанных мне Морин О'Салливан в самом начале моей карьеры: боль пройдет, должна пройти, иначе мы не сможем жить дальше".


Обезьяна, которая доставила людям столько радости, заслужила на склоне лет эту премию».


Книга «Я, Чита» выйдет в широкую продажу в октябре. Ее главный герой, самец шимпанзе Чита, прославился после съемок в серии фильмов о Тарзане в середине 30-х годов, пережил всех своих знаменитых партнеров по кино. В кино Чита играл 30 лет, после чего вышел на пенсию. Сейчас этой обезьяне 76 лет, это абсолютный рекорд долгожительства, и животное более-менее здорово. О кинематографическом феномене Читы размышляет арт-директор компании «Другое кино», историк кино Ян Левченко: «Чита самая известная обезьяна-киноактер. Голливудская обезьяна, по понятным маркетинговым причинам, это самая обезьянняя обезьяна в кино. Именно поэтому она сейчас "выпускает" эти самые свои мемуары. Что мы знаем о судьбе Шарика из польского фильма "Четыре танкиста и собака"? Что мы знаем о судьбе полицейского пса Рекса из австрийского сериала "Комиссар Рекс"? Кенгуру Скиппи, которую показывали по советскому телевидению для советских детей, австралийский фильм, тоже, в общем, мало, что знаем про нее. Где все те шимпанзе, которые снимались в советских подростковых фильмах, катались на мотоциклах? А про Читу мы знаем все хорошо, потому что он попала в Книгу рекордов Гиннеса, потому что ему 76 лет, потому что его всячески раскручивают и потому что мы, в общем-то, готовы к тому сообщению, что обезьяна способна написать мемуары. Кто написал эти мемуары, нас не интересует. Как вообще получилось, что обезьяна Чита достигла такой популярности? Для этого были все предпосылки хотя бы потому, что в 32-м году, когда вышел первый фильм с участием этой обезьяны и Джонни Вейсмюллера в роли Тарзана, еще не существовало такого феномена, как семейное кино. Собственно, с этого фильма и началась история развития этого жанра. Потому что, с одной стороны, когда все вспоминают про фильм, в основном говорят о том, что женская половина человечества была без ума от Тарзана и оттого, как он общается с Джейн, а на самом деле забывают при этом, что детям было интересно и прикольно смотреть на обезьяну, которая интересно двигалась, которая гримасничала, как они, которая снималась не на дальних планах и не была нарисованной, а была настоящая, вела себя так, как должна вести себя обезьяна. Вот это укоренившееся в сознании представление о том, что обезьяна — это друг человека, оно как бы встретило замечательную реализацию в образе Читы в фильме о Тарзане.


Я не думаю, что имеет смысл говорить о каких-то собственных стараниях Читы. Если бы он их не применял, то, наверное, не появился бы в 60-м году в фильме "Доктор Стрейнджлав". Степень дрессированности, степень подверженности дрессировки этой обезьяны позволило ей сделать такой впечатляющую кинематографическую карьеру. Это просто замечательная особь».


XS
SM
MD
LG