Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Кинообозрение с Андреем Загданским






Александр Генис: Политика скомкала остаток американского лета. Съезд демократов с его обычной помпой и необычно громовыми речами превратил конец ленивого августа в боевые маневры, предвещающие ожесточенную осеннюю борьбу за голоса избирателей. Теперь к решающей схватке уже все готово: окончательно сформировались две необычные пары соперников: Обама и Байден с одной стороны, с другой - Мак-Кэйн и его неожиданная кандидатура в вице-президенты - губернатор Аляски, 44-х летняя Сара Палин.


На фоне этих будоражащих новостей идиллическая комедия Вуди Аллена, восторженно встреченная американскими критиками, кажется последней, но щедрой улыбкой ушедшего лета.


О новой – «европейской» - комедии Вуди Аллена мы беседуем с ведущим «Американского часа» Андреем Загданским.



«Вики Кристина Барселона», Вуди Аллен


«Vicky Christina Barcelona», dir Woody Allen




Андрей Загданский: Новая картина Вуди Аллена кажется еще одной вариацией все той же вечной темы замечательного нью-йоркского кинематографиста - неудовлетворенные личной жизнью герои, мужчины и женщины, ищут себя в любви. Ищут и не находят. Очень часто, кстати, герои Вуди Аллена остаются в конце фильма ни с чем. То есть статус-кво соблюден, ничего не изменилось. Но в этот раз действие происходит не в Нью-Йорке, а в Барселоне. Перемена места играет ключевую роль. Дело не только в романтической красоте города Гауди и Миро. И о том, и о другом в фильме, конечно же, сказано. Барселона - не просто южный, по сравнению с Нью-Йорком, город, но южная красавица, южная соблазнительница. Та самая южанка, которая спутает все ваши представления о самом себе или самой себе. Две героини, конечно же, из Нью-Йорка, приезжают в Барселону провести лето. Одна девушка, Вики - рациональная, с твердыми представлениями о том, чего она хочет в жизни и любви. Цель ее приезда - изучение каталонской культуры, точнее, «каталонской самоидентификации», как язвительно замечает автор. Вики обручена, и собирается выйти замуж за нормального, правильного, рационального, преуспевающего нью-йоркского человека. Ее подруга Кристина, которую играет Скарлетт Йоханссон, едет в Барселону за компанию. Как нам сообщает автор, она только что сделала, как продюсер и режиссер, 12 минутный фильм о превратностях любви. Кроме того, Кристина только что рассталась со своим любовником, ее душа и тело открыты поиску романтических приключений и новым любовным страданиям. И то, и другое, и куда большее реализуется в образе Хуана-Антонио - молодого художника абстракциониста, который только что расстался со своей женой. Хуана-Антонио играет Хавьер Бардем, знакомый нам по картинам «Старикам здесь не место», «Гойя». Бардем играет ту роль, которую обычно Вуди Аллен оставляет самому себе. Замена немолодого, лысеющего, тщедушного нью-йоркского интеллигента в очках на актера, который чуть менее красив, чем Аллен Делон, но обладает столь же мужественным обликом, как, скажем, Лино Вентура, идет тоже на пользу фильма. Интрига фильма начинается, когда печальный и нежный Хуан-Антонио (не забывайте - он только что расстался со своей женой), приглашает Вики и Кристину поехать вместе с ним в город Овьедо и посмотреть на очень красивые скульптуры, а заодно - переспать с ним. Кристина с явным интересом смотрит на художника. Вики высмеивает нелепое и наглое приглашение самоуверенного испанца. В следующем кадре они втроем летят в Овьедо. Так начинают разворачиваться сложные треугольные отношения Хуана-Антонио и двух девушек из Нью-Йорка. В истории есть одна тикающая бомба. Когда в доме Хуана-Антонио появляется его бывшая жена, с которой он недавно так драматически расстался, и происходит, собственно говоря, взрыв бомбы. Бывшую жену, то есть бомбу, играет Пенелопа Круз. Пенелопа не только осложняет любовный треугольник - Хуан-Антонио - Вики - Кристина, - но доводит его до состояния того самого кипения, когда кипяток падает не только на плиту, но уже протекает на этаж ниже, к соседям. Я не могу себе представить оскаровскую церемонию в будущем году без Пенелопы Круз, номинированной за лучшую женскую роль второго плана. Ее Мария-Елена - не просто персонаж, она и есть Барселона, дух этого поразительного и креативного города, его темперамент и его муза. «Вики Кристина Барселона» - еще одно подтверждение, что этот немолодой мастер находится в прекрасной форме. Будем ему благодарны за этот эротический и очень остроумный фильм.



Александр Генис: Андрей, я полностью согласен с тем, что это большая удача. У Вуди Аллена давно не было такого удачного фильма, и он по-своему новый фильм. Мне показалось, что это не просто ирга клише, а это два фильма, сведенных в один. Один фильм это такая шекспировская комедия ошибок, которая разыгрывается в чудесных красках европейского ренессансного города. Говорят, что весь фильм залит янтарным светом, и это абсолютно правильно. Но второй фильм, это фильм Вуди Аллена, который всегда восходит к Чехову. То есть это шекспировская комедия и чеховская драма. И это Америка, и это Европа, и это бесконечное противоречие между двумя мировоззрениями, установками, жанрами, создает тот внутренний конфликт, который делает фильм, по-моему, неотразимым. Я надеюсь, что этот фильм войдет в пятерку тех, о которых мы будем говорить во время «Оскара».



Андрей Загданский: Саша, я добавлю, что в этом фильме есть замечательное качество, которое я, лично, так ценю в кино – это фильм щедрый. Он заражает своей энергией зрителей.
XS
SM
MD
LG